Free Powerpoint Templates ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
Цели: познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности; закрепить умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
I. Словарно-орфографическая работа 1.Полотенц/е (историч. полотен/ц/е, уменьшительное от полотн/о). Полотенеч/н/ый (ч – ц) Полотенце, в р. п. во мн. ч. -нец. 2. Составьте предложение со словом полотенце. Разберите его синтаксически.
II. Наблюдения на с. 195.
III. Диктант Задание. Распределите слова на две группы. В первую запишите одушевленные существительные, во вторую – неодушевленные. Косогор, поляна, песня, ребенок, деталь, дедушка, щенок, соловей, муха, червяк, щука, человек, котенок, игрушка, веснушка, дерево, медведь, город, здание.
IV. Выполнение упражнений 478, 480.
Работа над словами из рамки, с – Запишите слова, объясните их лексические значения. Будут ли данные слова синонимами? В каком случае можно считать синонимами слова Родина – Россия? Составьте предложения, употребив слова как обращения.
V. Работа по таблице – Пронаблюдайте, какие формы при склонении совпадают у одушевленных и у неодушевленных существительных? (Одушевленные и неодушевленные имена существительные различаются не только по значению, но и по форме винительного падежа: у одушевленных существительных форма в. п. мн. ч. одинакова с формой р. п. мн. ч., а у неодушевленных – с формой им. п. мн. ч.)
VI. Тренировочное упражнение В произведениях художественной литературы предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ. Они ходят, разговаривают, радуются, плачут и т. д.
Задание. Запишите предложения, обозначьте буквами о и н соответственно одушевленные и неодушевленные существительные. 1. Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? 2. Теплый вечер грызет воровато луговые поёмы и пни. 3. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. (С. Есенин.) 4. Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой. (К. Чуковский.)
VII. Выполнение упражнений 481, 482 (устно).
VIII. Самостоятельная работа по карточкам.
К а р т о ч к а 1 Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее. Пр рода – это волшебник, она не только дарит нам радость, но и с зд ет разные уд вительные вещи, надо только нагнут?ся и п искать их. (что?) Природа – (впиши часть речи), т. к. 1) обозначает _____________________; 2) имеет морфологические признаки:________ род; ______ скл., _______ число; ______падеж; ________(одушевл. / неодушевл.); 3) в предложении выполняет роль ____________. К а р т о ч к а 2 Прочитайте предложение. Применяя свои знания, впишите недостающее. Туманн м весенн м утром шел лесом, возвр щался с глухариного тока человек. (кто?) Человек – (часть речи), т. к. 1) обозначает ___________________; 2) имеет морфологические признаки: _____ род; ______ скл., _______ число; ______падеж; ________(одушевл. / неодушевл.); 3) в предложении выполняет роль _______________.
Free Powerpoint Templates Домашнее задание: параграф 91; упражнение 479.