Герб рода Салтыковых
Яков Матвеевич Евреинов.
В "Экономических примечаниях к Генеральному межеванию Московской губернии за гг." дается следующее описание села: "Село Троицкое, Батаково тож и деревни Ботаково и Жуковка с пустошами Якова Матвеевича Евреинова с выделенными церковными землями во трех местах. В нем 62 двора, 191 мужчин, 193 женщин, 965 десятин 75 саженей. Село на правых берегах реки Десны и безымянного оврага. Церковь деревянная живоначальная Троицы и господский дом деревянный и при нем сад регулярный с плодовыми деревьями. Суконная и полотнянная фабрики и конный завод породы лошадей русской". Деревня Ботаково - на правых берегах реки Десны и речки Рыжовки, Жуковка той же реке на левом берегу. При селе мучная мельница о двух поставах, церковные земли". Господский деревянный дом
Затем, до 1829 года, сельцо Троицкое с деревнями Батаковой (Ботаково) и Жуковкой принадлежало Екатерине Николаевне Левшиной, урожденной Евреиновой. В 1829 году, после смерти матери, имение унаследовал камер- юнкер, титулярный советник Дмитрий Павлович Левшин. В мае 1832 года Д.П.Левшин продал Московской 1-ой гильдии купцу Павлу Прохорову мельницу на реке Пахре и при ней 29 десятин 1200 саженей земли. Е. Н. Левшина В "Справочной книжке Московской губернии " за 1890 год владелицей усадьбы при селе Троицком указана баронесса Наталья Дмитриевна Черкасова, урожденная Левшина. С 1899 г. имение принадлежало Ивану Гавриловичу Черкасову, сыну Н.Д.Черкасовой. И. Г. Черкасов В книге Нистрема К.М.. "Указатель селений и жителей уездов Московской губернии", М., 1852 г., упоминается: Троицкое - сельцо 1-го стана, при нем суконная фабрика купца Прохорова. (Прохоровы, Павел и Гавриил Павлович, Московской 1- ой гильдии купцы, при сельце Троицком и деревнях Фоминское и Лаптево). Ботаково - деревня 1-го стана Левшина Дмитрия Павловича, действительного статского советника. 78 душ мужского пола и 84 женского пола. Жуковка - деревня 1-го стана Левшина Дмитрия Павловича, действительного статского советника. Крестьян - 21 мужских душ и 21 - женских душ, 9 дворов.
9 октября 1812 года в пять часов утра Великая Армия под предводительством Наполеона I стала покидать Москву. После полудня по Старой Калужской дороге через Калужскую заставу Наполеон со Старой гвардией вышел из Москвы, и к вечеру достиг реки Десны. Свою штаб-квартиру он разместил в селе Троицком, где провел два дня. Ряд троицких краеведов считают, что штаб-квартира (в том числе ночлег императора) находилась в барском доме Левшиных. Однако прямых документальных свидетельств этому нет. Также некоторые местные исследователи считают, что в районе села Богородское обнаружены французские захоронения, свидетельствующие о вооруженных стычках с французами в районе современного Троицка. Однако до сих пор не установлено, когда они происходили – возможно, это были опоздавшие французские части, наткнувшиеся на наших казаков или партизан. Некоторые историки считают, что именно в селе Троицкое Наполеон издал приказ о поджоге всего и вся в Москве – в том числе кремлевских башен, Кремлевского дворца и колокольни Ивана Великого.
Суконная фабрика, основанная Я. М. Евреиновым, сыграла ключевую роль в истории северной части города, и в настоящий момент не потеряла своего влияния. До 1917 года среди ее владельцев упоминаются отец и сыновья Прохоровы, некто Александров, купец Купфер, полковник Войт, семейство Ришей. Вопрос о конкретной дате ее основания до сих пор вызывает дискуссии, и краеведы не пришли к единому мнению. На проходной фабрики на мемориальной доске увековечена дата – 1797 год, однако троицкие исследователи такой даты в архивах не обнаружили, и ее происхождение точно не известно. Однако совершенно точно ясно, что фабрика может отмечать 260-летие, поскольку сохранилась челобитная Я. М. Евреинова, в то время владельца села Троицкого, датированная 1751 годом: «…Завести фабрику собственным своим коштом и собственными своими мастеровыми и работными людьми, не требуя из казны…» На что в августе того же года получено согласие императрицы Елизаветы Петровны. Есть мнения, что троицкое производство в XVIII веке носило местный характер, а на коммерческо- промышленной основе фабрика стала работать лишь к середине XIX века. Это связывается с именами купцов Прохоровых. Вся фабричная продукция отправлялась на лошадях по Старокалужской дороге в Москву.