Головной убор женщины был символом хозяйки. Люди верили, что если не носить головной убор можно вызвать гнев покровителя дома. Это приводило к болезням, к неурожаю и к гибели скота.
Женское платье «къаба» доходило до пят. Платье кроилось в талию и имело впереди сплошной разрез. Шили платья из шелка белого цвета или других цветов. Рукава шились прямые, узкие. Дополняли рукава нарукавники из шелка или бархата.. Полочки рукава и низ платья украшались узором в виде растений..
Очень богато украшались золотым шитьем женские праздничные национальные костюмы, которые являлись одновременно и свадебными.
Праздничный костюм состоял из рубахи (хæдон), корсета (хæлынкæрц) кафтанчик (цыбыр куырæт), распашное платье (разгом къаба), шапочка (ног чындзы худ), фата (хыз), обувь (къахы дарæс).
Женский праздничный костюм украшали нагрудными застежками. Их было от 13 до 19 пар. Застежки были разного размера. На них изображались животные, птицы, растения в виде орнамента. Застежки с парой птиц сидящих на ветках дерева были символом плодородия и Фарна, то есть благополучия, счастья и мира.
Поверх платья невеста надевала пояс из широкой тесьмы с серебряными пряжками. Для осетинок пояс имел волшебное значение. Они верили, что через пуп в живот может попасть злая сила, а пояс защищал их от этого. Пояс девушка начинала носить когда ее можно было сватать. Они были для бедных и для богатых. Серебряные пояса очень ценились и передавались из поколения как наследства, дарились в приданое.
Несколько слов я хочу сказать об осетинском орнаменте, без которого невозможно представить национальный костюм. Орнамент был не просто украшением, а своего рода оберегом. Его наносили на оружие, предметы домашней утвари, вышивали на одежде. А с эпохи алан художественной резьбой украшали деревянные сооружения и жилые постройки. Осетинский народный орнамент не потерял свое значение и в наше время. Его применяют не только в рукоделии, но и в изготовлении мебели, оружия, посуды, сувениров. Элементами национального орнамента украшены фасады многих домов города Владикавказа.
Наряду с самодельными чувяками из сафьяна и домашнего сукна на сыромятной подошве в начале XX в. значительное распространение, преимущественно среди богатых, получили и приобретаемые в городе башмаки (паша-пошки), галоши и туфли. Для повседневного ношения дома предпочитали чувяки на подошве из сыромятной кожи. Свадебной обувью же служила деревянная обувь типа ходули. Такие ходули были в основном у богатых.
Анализируя историю народного костюма и рассматривая праздничный женский костюм, я сделала выводы, что в любом национальном костюме должны проявляться черты народного, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.
Народный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без подробного изучения традиций невозможно развитие культуры. Народный костюм это яркий самобытный элемент.
Осетия - это ослепительные горы, снежные вершины, быстрые реки, пашни, горные луга, старые замки и современные города. Но главное наше богатство это мы сами и наша культура. Много веков приходилось бороться за жизнь и свободу, за сохранение родного языка и культуры. С давних пор людей интересует, как жили предки. Когда не было книг, историю хранили в сказаниях и песнях, которые передавались из поколения в поколения.
Проделанная работа Посещение библиотеки