Научные Знания
Данные –факты беспристрастны Информация - умозрительная интерпретация данных, фактов, способная искажать значения лежащих в их основе данных Знание по природе своей пассивно, но наличие у индивидуума умственных способностей и технологии его реализации создает возможность превращения знания в конкретные действия.
Знание особенности использование знаний, в отличие от использования других производственных ресурсов, не уменьшает их количества и ведет к дальнейшему распространению и накоплению; использование знаний в качестве непосредственной производительной силы увеличивает производительность труда в и более раз, активно при этом стимулируя новый спрос на знания; знания как информационные ресурсы становятся все более дешевыми, что способствует их распространению, т. е. имеет место фактор самовозрастания знаний.
Получение научного знания Работа исследователя с фактами: накопление фактов; поиск новых, неизвестных ранее фактов; концентрация внимания на косвенных фактах, которые, на первый взгляд, не имеют практического значения.
Семантическая схема получения новых знаний
Функции менеджера проведение НИР Организовать выполнение теоретического исследования; поисковые; аналитические; постановка целей и определение задач; креативные.
Различные виды знаний общественно новые знания; теоретические и прикладные знания; знания, имеющие устойчивое и скоропреходящее; знания, необходимые для действия или контроля; знания, приобретаемые для общего образования; знания для высоких духовных целей; интеллектуальные, развлекательные и ненужные знания; знание общее и национальное; знание как общественное и как частное благо.
Система общенаучных методов
Методы научных исследований Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
Эксперименты классифицируются по различным признакам по целям исследования: преобразующий эксперимент; констатирующий эксперимент; контролирующий эксперимент; поисковый эксперимент. по организации проведения эксперименты делятся на: лабораторный эксперимент; натурный эксперимент; по типу объектов, используемых в эксперименте: материальный эксперимент; мысленный эксперимент; обычный эксперимент; модельный эксперимент.
Классификация : 1. по наличию и отсутствию каких-либо признаков; 2. по видоизменению признака.
Типология – группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образцом. Стратификация – это определение слоев (страт) в многослойном явлении, то есть зависимостей особого рода. Описание – специфический метод получения эмпирико-теоретического знания.
Аналогия Сравнение Аналогия используется при экспериментальном моделировании,. аналогия – это самостоятельный метод исследования объектов на основе определения их сходства. В основе аналогии лежит сравнение. Сравнение это самостоятельный метод. Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям: сравниваемые объекты должны иметь определенную объективную общность – общая сущность, общие законы, структуры, общее функционирование и развитие и т.д.; сравнение должно производиться по существенным свойствам.
ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение) - в широком смысле слова способ рассуждения, при котором осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному. Индукция это вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее, поэтому индуктивные обобщения рассматриваются обычно как опытные истины или эмпирические законы.
Классификация методов творческого мышления эвристические методы 1. «количество – качество»: методы генерации количества вариантов всевозможных решений; методы, позволяющие на первых же этапах творческой деятельности определить направления, ведущие к правильному решению.
2. По степени формализации: неформализованные эвристические приемы и методы, состоящие из набора эвристик; частично формализованные приемы и методы, часть операций в которых описана в виде алгоритмов; полностью формализованные приемы и методы – алгоритмы.
3. По степени использования левого или правого полушария: рационально-логические; иррационально-интуитивные.