Дидактическая игра по русскому языку по разделам «Орфоэпия» и «Орфография» в 5 классе Выполнила: учитель МОУ Подъём- Михайловской СОШ «Образовательный центр» Федосейкина Елена Васильевна
Образовательно-воспитательные задачи при изучении разделов «Орфоэпия» и «Орфография»: Совершенствуется умение слушать; Совершенствуется умение слушать; Учащиеся овладевают произносительными нормами русского литературного языка; Учащиеся овладевают произносительными нормами русского литературного языка; Формируется орфографическая и грамматическая грамотность учащихся; Формируется орфографическая и грамматическая грамотность учащихся; Развивается коммуникативная культура учащихся; Развивается коммуникативная культура учащихся; Формируется гражданский дух учащихся; Формируется гражданский дух учащихся; Является компонентом патриотического воспитания. Является компонентом патриотического воспитания.
Задания по разделу «Орфоэпия»: Найдите подходящее слово, чтобы получилась рифма: Найдите подходящее слово, чтобы получилась рифма: Угощала тетя Фёкла / Всех морковкой, луком … (свЁклой). На виду у детворы / Крышу красят … (мал Яры).
На поляне растет ель, / А под елью той – … (щав Ель). Маловаты шорты, / Виноваты … (т Орты). Папа за ремнем спешит, / Если классная … (звон Ит). Трудно ?!
Составьте предложения, словосочетания, включающие слова, вызывающие трудности в произношении: Составьте предложения, словосочетания, включающие слова, вызывающие трудности в произношении: / дос Уг: Ах! Люблю в кругу подруг Проводить я свой дос Уг. Проводить я свой дос Уг. / килом Етр В трудном слове килом Етр (сантим Етр) (сантим Етр) Ударенье ставь на м Етр. Ударенье ставь на м Етр.
/ звон Ит: Голова уже болит – / Телефон с утра звон Ит. Телефон с утра звон Ит. / портф Ель: Малыши вдруг заревели / Потеряли их портф Ели. Потеряли их портф Ели. / цеп Очка У меня есть дочка / Ей нужна цеп Очка Ей нужна цеп Очка
Подберите рифму к словам с расставленными ударениями: Подберите рифму к словам с расставленными ударениями: / / / / щав Ель: ель – щав Ель; / / / / свЁкла: Фёкла – свЁкла; свЁкла: Фёкла – свЁкла; / / / / цыг Ан: ураган – цыг Ан. цыг Ан: ураган – цыг Ан.
Задания по разделу «Орфография»: Найдите в словарных словах другое слово: Найдите в словарных словах другое слово: гоРОД – РОД; дИВАН – ИВАН; ЗавтРАК – РАК; СуМЕРКИ – МЕРКИ.
Установите звуковые ассоциации: Установите звуковые ассоциации: в Агон – ВАня в ВАгоне; Горизонт – ГОРИ ЗОНТ; Деревня – ДЕд в Деревне; Коллекция – КОЛ за ЛЕКЦИЮ; Печаль – ПЕЧь; Рюкзак – РЮКи ЗАКи.
Выводы: Использование алгоритмов, интересных рифмовок, запоминающихся словосочетаний вызывает большой интерес у учащихся, вносит оживление и желание самим что-то придумать, изменить, сделать лучше. Заметно, что детям нравятся короткие фразы. Они лучше запоминаются. Работа проводится в виде дидактической игры. Ее можно назвать по-разному: «Волшебные рифмы», «Веселые куплеты», «Оживи предметы».
Спасибо за внимание!