Инновационного опыта «Накопительная система оценивания» учителя МБОУ Кигбаевская СОШ Коробейниковой Марины Алексеевны
1. Использование технологий текущего оценивания накопительной системы оценки в процессе обучения на уроках русского языка и литературы 2. Сопоставительная таблица (+ накопительной системы) 3. Суть накопительной системы 4. Накопительная система в действии (Таблица ПРО) 5.Результативность
Эврика! Накопительная система оценивания!
Использование технологии текущего оценивания накопительной системы оценки в процессе обучения на уроках русского языка и литературы
Традиционное пятибальное оцениванивание Накопительная система оцениванивания 1. Оценивает успешность усвоения стандартного набора знаний (выучил - воспроизвёл) 1. Оценивается усвоение знаний, социально полезная работа, научные и творческиедостижения, лидерские качества 2. Контролирующая роль отметки 2. Стимулирующая отметка 3. Оценки относительны, определяют то, у кого из обучаемых знания лучше, а у кого хуже. Абсолютный уровень знаний не показывает 3. Ученик имеет шанс постепенно превратить «тройку» в «пятерку» 4. Зависят от опыта, знания, времени суток, усталости участков учебного процесса и т.д 4 Конкретно просчитывается каждое учебное действие 5. Затрудняет индивидуализацию обучения 5. возможно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка 6. малоинформативная 6. Возможно судить реальные достижения каждого конкретного ребенка, в сравнении с предыдущими результатами 7. Имеет травмирующий характер,т.е оказывается орудием давления 7. Способствует гуманизации образования
Накопительная система оценивания. Что это такое? Это обновлённая контрольно – оценочная система, которая позволяет создать условия для активизации учебно – познавательной деятельности обучающихся; усилить мотивацию к учёбе и самостоятельной работе; повысить объективность оценивания обученности. Суть этой системы в том, что каждая усвоенная тема, каждое действие ученика имеют свою «цену», оговоренную заранее. Слабыми обучающимися она воспринимается как реальная перспектива успеха, означает динамику пошагового роста, дает надежду подняться, превратить свой первичный «трояк» в полновесную «пятерку» Основной прием оценивания – накопление достижений и их самооценка. Обязательное условие накопительной системы оценивания – её открытость: ученики знают стоимость любой деятельности и понимают, как заработать балы и за что их можно потерять. У каждой темы курса – свой максимум баллов. Каждый ученик набирает определённое количество баллов, которые переводятся в традиционную отметку путем наложения полученных балов на заранее выбранную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.
Расчет накопительной системы таков 100% оценка – количество баллов / максимальный балл. Перевод в традиционную оценочную шкалу (отметку) 95 – 100% - «5» 80 – 94% - «4» 60 – 79% - «3» Менее 50% - «2» Данная система оценки, контроля, учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков учащихся. Её внедрение позволит повысить активность учащихся,, мотивировать школьников к участию в олимпиадах, исследованиях, а учителю производить анализ успешности и обученности как отдельного ученика, так и классах в течение четверти и года.
Рассмотрим на примере системы уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение» в 9 классе. Тема рассчитана на 4 часа. Каждый учащийся на первом уроке получает таблицу планирования результатов обучения (ПРО), где указывается обязательный и дополнительный минимум знаний, задания про теме, цена каждого задания в баллах
Таблица Тема: «Бессоюзное сложное предложение» (4 часа)
Тема уроказнания умение воспроизводить определение задания Баллы 1. Понятие о БСП. Запятая точка с запятой в БСП 1. Определение БСП 2. Смысловые отношения в БСП 3. Запятая, точка с запятой в БСП 1. Отличать БСП от других сл. Предложений 2. Определять смысловые отношения между простыми предложениями в БСП1. Выучить определение.2 б выписать БСП, обозначить пунктограммы 6 б Смыслов ые отношен ия союзы, которыми проверяемзнак(,;) пример ы выбратьиз Прочитать &-216. Заполнить таблицу "Смысловые отношения"10 б , объяснить точку с запятой, построй схемы 5 б дополнительныйминимум Указать знания БСП3 б 2. Синтаксический разбор БСП предложения 3 б 3. Расставить знаки препинания объяснить схемой (карточка 1)4 б 2 Тире в БСП дз & б
Имея такую таблицу (она составляется на каждый урок), ученик понимает, что ему предстоит сдать по данной теме, он становится более внимательным, осознанно воспринимает учебный материал. Взаимопроверяя, проверяя по ключу, учащийся может просчитать заработанные баллы уже на уроке. Если что-то не устраивает, ребенок может получить дополнительную карточку с подобным заданием, что исключает неуспех, или воспользоваться дополнительным минимумом., Дисциплинирует, научает критически относиться к себе,к собственным познаниям и самооценка: ученику предлагают обвести цифру в графе «Знания», если знаешь, можешь, а учителю легко определять пробелы и корректировать работу на последующих уроках
Накопительная система оценивания оправдывает себя, обеспечивая 100% успешность в обучении (учащийся всегда имеет возможность исправить «2»), приобретая уверенность в своих силах: «И я могу». Результативностью накопительной системы считаю
Для учащегося Для учителя Возможность распоряжаться своим временем Рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы учащихся Проведение постепенной самодиагностики учебных достижений Стимулирование эффективного обучения учащихся Возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения Возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса Сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других учащихся Объективная оценка выполнения каждым учащимся каждого учебного задания
При такой системе оценивания выигрывают все: ученик, родитель, учитель!