Экологическая сертификация строительных материалов на основе оценки жизненного цикла и ее возможности для «зеленого строительства» Юлия Грачева, к.б.н., директор НП «Экологический союз», Санкт-Петербург
«Листок жизни» Аккредитована в GEN (2007) Сертификат GENICES (2011) Свидетельство госрегистрации РОСС RU. И457.04ЧГ00 ISO – Экомаркировка I типа Первая российская экологическая маркировка международного уровня – с 2001 года
Член Правления RuGBC Аккредитован в системе добровольной сертификации объектов недвижимости при МПР «Зеленые стандарты» Экологический союз – с 1991 года
Global Ecolabelling Network
Каковы цели внедрения экостандартов? Правительство Выбор лучших эко-практик и эко- продуктов Стимулирование спроса Производители Рыночное преимущество Ресурсоэффективность Контроль качества Потребители Правильный выбор товаров «Голосование рублем» Розничная торговля Позиционирование брэнда
Драйвер экологизации продукции строительного рынка в России Возрастающий интерес к зеленому строительству на государственном уровне Появление российских национальных экостандартов для разных групп строительных и отделочных материалов – «Листок жизни» (экомаркировка I типа) Желание покупателей окружать себя продукцией, безопасной для здоровья Активная экологизация производства и продукции крупными международными компаниями-лидерами в России
Усиление влияния экотенденций на рынок: мнение бизнеса Совместный опрос Экологического союза и Союза промышленников и предпринимателей СПБ, первый квартал 2013 г. среди компаний-членов СПП Санкт- Петербурга Уже около 15% промышленных СПб предприятий видят выгоду в производстве экологически безопасной продукции.
Усиление влияния экотенденций на рынок: мнение потребителей Готовность покупателей приобретать экопродукцию дороже обычной Смирнова Е.В., Воронина Е.И. Экологичная продукция и экологическая маркировка. Результаты опроса москвичей. М., 2008 г.
«По последним данным проведенных исследований 74% россиян готовы платить больше за продукты, производство которых не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду», - отмечает Владимир Чович, директор по маркетингу ЗАО «ТАРКЕТТ РУС» Компания «Таркетт», обладатель экомаркировки «Листок жизни», представила результаты исследования по оценке важности экологических факторов линолеума для потребителей. Экологичность - один из приоритетных факторов, на который потребители обращают внимание при выборе напольного покрытия. Усиление влияния экотенденций на рынок: мнение потребителей
Оценка сырья; Лабораторные испытания продукции; Системы экологического менеджмента и менеджмента качества; Минимизация выбросов; Обращение с отходами; Наличие полной информации о продукции. Жизненный цикл продукции Добыча сырья Производство Транспортировка Использование Переработка и утилизация Вторичное использование Захоронение Общие требования к жизненному циклу
Стандарты «Листок жизни» Непищевые продукты 1СТО ЛЖ ПВХ-напольные покрытия 2СТО ЛЖ Фитостены (модули вертикального озеленения) 3СТО ЛЖ Светодиодные лампы и светильники 4СТО ЛЖ Смываемая косметическая продукция 5СТО ЛЖ Теплоизоляционные материалы 6СТО ЛЖ Моющие и чистящие средства 7СТО ЛЖ Универсальные средства для очистки 8СТО ЛЖ Листы гипсокартонные и гипсоволокнистые 9СТО ЛЖ Сухие строительные смеси 10 СТО ЛЖ Изделия из листового стекла 11CТО ЛЖ / Напольные покрытия из древесины 12CТО ЛЖ Профили поливинилхлоридные 13СТО ЛЖ Мобильные телефоны 14СТО ЛЖ Планшетные компьютеры Услуги 15СТО ЛЖ Офисные помещения 16СТО ЛЖ Гостиницы и другие средства размещения 17СТО ЛЖ Услуги торговли. Магазины Пищевые продукты 18СТО ЛЖ Органическая продукция 19СТО ЛЖ Продукция растениеводства
Преимущество экологичной продукции в государственных тендерах ФЗ РФ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Вступил в силу с 1 января 2014 года Необходимо постепенно переходить на "зеленые стандарты" не только в части производства, но и в потреблении, считает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. "Необходимо также развивать различные формы технического регулирования и стандартизации, включая стимулирование хотя это непростой процесс такого постепенного перехода на "зеленые стандарты" и в части производства, и в части потребления. Выступление премьер-министра, 2014 год Среди критериев оценки - экологические характеристики объекта закупки и стоимость его жизненного цикла
Преимущества экомаркированных материалов для производителей Преимущества экомаркировки Новый эффективный инструмент маркетинга, продаж, PR: - позиционирование в нише «эко» - знак качества и экологичности - улучшенные характеристики бренда, новая цена - рост объема продаж Выход на международные рынки Ресурс для налаживания отношений с зарубежными партнерами Преимущество в госзакупках Экологически-ответственный имидж, узнаваемость на рынке, внимание СМИ Снижение финансовых расходов в бизнесе Инструмент для мотивации команды и развития корпоративной культуры Вклад в защиту окружающей среды, здоровье наших родных, друзей, общества
Преимущества применения экомаркированных материалов в «зеленом строительстве» для девелоперов и строителей Конкурентное преимущество перед аналогичными объектами недвижимости Позиционирование недвижимости в премиальном сегменте/ обоснование повышения ее стоимости при аренде или продаже Привлечение крупных арендаторов/покупателей (как правило, они отличаются высокой социальной ответственностью и политикой в области экологии и предъявляют такие же требования к партнерам) Репутация, имидж, информационные поводы
«Зеленое строительство» (недвижимость, построенная и сертифицированная по стандартам LEED BREEAM, DGNB) на сегодняшнем этапе развития рынка понятнее для потребителя (B2C), прежде всего, через несколько ключевых элементов: экологичность строительных и отделочных материалов энерго - и водо- эффективность, создание качественной внутренней среды помещения (вентиляция, освещение, теплокомфорт и т.д.), внешняя инфраструктура и далее по убывающей Применение в строительстве здания и затем позиционирование экомаркированных строительных и отделочных материалов – является для потребителя дополнительным сигналом для доверия. Это позволяет наиболее наглядно и понятно вести коммуникацию по продаже. Поскольку с такими материалами потребитель сталкивается часто. Преимущества применения экомаркированных материалов в «зеленом строительстве» для девелоперов и строителей
Преимущества экомаркированных материалов для потребителей Выбирая продукцию, отмеченную «Листком жизни», покупатель: Получает качественный и безопасный для здоровья товар Использует товар с долгим сроком службы, который наносит минимальный ущерб окружающей среде Уверен, что все экологические заявления производителя обоснованы и подтверждены независимой стороной Повышает уровень своей экологической грамотности и культуры Инвестирует в развитие экотехнологий
169 продуктов и 6 услуг от 18 компаний-лидеров Развитие экомаркировки
Число сертифицированных товаров в мире Скандинавия Япония Германия Корея Канада Евросоюз Новая Зеландия Китай Тайвань США GEN Annual report 2012
Как компании продвигают экомаркировку
Промо-материалы. Интернет-ресурсы outdoor/indoor Как компании продвигают экомаркировку
Всероссийская практическая конференция экологически ответственного бизнеса, Москва, 2013 Бизнес-мероприятия
Бизнес-мероприятия. АНОНС
Спасибо за внимание! г. Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д «Толстовский дом», офис 132 Тел.: ,