ИТ-менеджмент Чернышов Лев Николаевич профессор ГУМФ 1
ИТ-менеджмент Вопросы: 1.ИТ-менеджмент и ИТ-менеджеры. История 2. Зачем бизнесу ИТ-менеджер 3. Миссия и задачи ИТ-менеджера 4. Подготовка ИТ-менеджеров 5. Потребности рынка 6. Профессиональный стандарт АПКИТ «Менеджер информационных технологий» 7. Направление подготовки в ВУЗах «Информационный менеджмент» 8. Особенности ИТ-менеджмента в России и США. 2
Как появились ИТ-менеджеры Начало информатизации Роль ИТ-подразделений – второстепенная ИТ-директор не разбирался в сути бизнеса и ее стратегии Появление сетей Расширение списка задач, решаемых ИС, в т.ч. организационных Повышение роли ИТИТ-подразделение - самостоятельная бизнес- единица, способствующая развитию. ИТ-директор знает бизнес, взаимодействут с топ-менеджерами Расцвет интернет-рынкаИТ-директор = менеджер, в руках которого сосредоточиваются инструменты для эффективного управления компанией, снижения издержек и выхода на новые, не освоенные ранее рынки Настоящее времяпотребность в руководителях, обладающих более широким взглядом на организационные нужды и технологические возможности. меняется статус информационных служб компании 3
CIO (Chief Informational Officer –менеджер по информатизации, директор по информационным технологиям) CTO (Chief Technology Officer), руководитель, отвечающий собственно за технологии. Устоявшегося русского термина нет: директор по информационным технологиям, ИТ-директор, заместитель генерального директора по ИТ. 4
Зачем бизнесу ИТ-менеджер Автоматизация бизнеса имеет свои особенности Технический специалист не обязан разбираться в тонкостях управления предприятием Система нередко устаревает еще до ее внедрения Проблемная область - обучение пользователей Только управленец может определить стратегию развития корпоративных систем и структуру организации информации в компании 5
Миссия CIO (Gartner) «обеспечение стратегического видения и лидерства в разработке и внедрении таких инициатив в области ИТ, которые создают и поддерживают лидирующие позиции компании в постоянно изменяющейся и конкурентной рыночной среде» Цель - оптимальное использование информационных технологий для удовлетворения организационных потребностей. 6
ИТ-директор … имеет ясное видение информационной инфраструктуры компании, непосредственную разработку которой он доверяет собственно техническим службам, внешним или внутренним; разбирается в бизнесе на уровне высшего руководства; планирует работу ИТ-подразделения на основе бизнес-стратегии организации; разрабатывает ИТ-стратегию организации; участвует в разработке ИТ-бюджета организации 7
Задачи ИТ-менеджера 40% времени тратится на решение технологических вопросов; время делится между теми, кто может повлиять на деятельность компании (стратегическими поставщиками ИТ-решений), и теми, кто контролирует рынок ИТ-продуктов (например, Microsoft, SAP и проч.). 30% времени уходит на решение бизнес-проблем. Хороший CIO прилагает силы к вопросам, влияющим на результаты компании в целом. 30% времени затрачивается на повышение качественного уровня специалистов ИТ и совершенствование организации работы служб ИТ, включая анализ портфеля проектов и интеграцию внешних ресурсов для решения бизнес-задач. 8
Три подхода к целям и задачам ИТ-служб ИТ-служба делает все: закупает оборудование, проектирует и внедряет систему, пишет программное обеспечение и т. д. Такой подход довольно широко распространен в компаниях, информационные службы которых формировались достаточно давно, когда спектр продуктов и услуг, представленных на ИТ-рынке, был еще не так широк. ИТ-служба распределяет свои задачи и задачи подрядчиков (внешних компаний). Подрядчики выполняют основную часть работ, а информационная служба занимается проведением тендеров, координацией проектов и собственно разработкой ИТ-стратегии. Этот подход распространен в молодых фирмах, российских компаниях западного образца и там, где переоценили возможности своих разработчиков. 9
Откуда берутся ИТ-менеджеры молодые и склонные к инновациям представители топ- менеджмента компании. При этом им, как правило, необходимо обзавестись надежным технологическим тылом или экспертом именно в технологических областях. технические специалисты (программисты, системные администраторы, системные аналитики), обладающим широким видением информационных технологий. Главная проблема для них – овладеть знаниями о бизнес- потребностях компании. Эта сфера сильно отличается от собственно технологических вопросов. приглашенные менеджеры консалтинговых компаний, имеющие желание и способные изучить в деталях предметную область конкретного бизнеса. Это не случайно, ведь главные задачи, стоящие перед информационным стратегом, относятся к внутреннему консалтингу. 10
Потребности рынка 11
Поиск вакансий ИТ-менеджера на joople.ru «Менеджер по ИТ» Вакансия 1. Обязанности: Установление долгосрочных деловых отношений с клиентами ИТ-услуг; Ответственность за предоставление ИТ-сервисов и выполнение проектов на предприятии (группе предприятий), выявление и сбор потребности в ИТ-услугах и продвижение ИТ-услуг/ИТ- решений на предприятии (группе предприятий); Мониторинг удовлетворенности и контроль качества оказания ИТ-услуг и внедренеия проектов по ИТ; Координация и контроль работы ИТ-подразделений; 12
Вакансия 2. Обязанности: Организация, координация и контроль всей работы по обеспечению бесперебойного функционирования всей ИТ-системы компании; Руководство IT-службой: постановка задач, контроль исполнения, планирование бюджета подразделения, ведение документации; Обеспечение бесперебойного и качественного функционирования всех ИТ-систем и ИТ-ресурсов, определение развития ИТ-инфраструктуры; Управление портфелем ИТ сервисов, постановка задач, контроль исполнения; Взаимодействие с подрядчиками, поставщиками, компаниями, предоставляющими сотрудников-аутсорсеров; Разработка и внедрение превентивного обеспечения для всего ИТ hardware и software; Обеспечение технической поддержки всех пользователей информационных систем; Ответственность за обеспечение информационной безопасности компании; Обеспечение бесперебойности работы систем видеонаблюдения, коммуникационных систем (интернет, телефония и т.п.). 13
Профессиональные стандарты АПКИТ (Ассоциация Предприятий Коммункационных и Информационных технологий) 14
Профессиональные стандарты АПКИТ 2007 г. 1. Программист 2. Системный архитектор 3. Специалист по информационным системам 4. Системный аналитик 5. Специалист по системному администрированию 6. Менеджер информационных технологий 7. Менеджер по продажам решений и сложных технических систем 8. Специалист по информационным ресурсам 9. Администратор баз данных 10. Специалист информационно безопасности 2012 г. 11. системный программист 12. программист высокопроизводительных вычислительных систем 13 Специалист по распределенным вычислительным системам 14 Специалист по технической документации (технический писатель). 15
Профстандарт «Менеджер информационных технологий». Должностные обязанности 4-й квалификационный уровень (5 лет стажа) 1. Управление внутренними проектами 2. Взаимодействие с заказчиками/поставщиками продуктов и услуг 3. Согласование работы системных аналитиков, программистов и других специалистов 4. Контроль качества выполняемых работ 5. Контроль заполнения необходимой документации 6. Анализ текущих сообщений и подготовка промежуточных отчетов 7. Обеспечение информационной безопасности 8. Заказ необходимого оборудования и материалов 16
Профстандарт «Менеджер информационных технологий». Должностные обязанности 5-й квалификационный уровень (2 года стажа) Управление работой подразделения Планирование развития ИТ-подразделения Разработка основных процессов деятельности отдела в соответствии со стандартами качества Взаимодействие с заказчиками и поставщиками продуктов и услуг Обеспечение информационной безопасности Контроль выполнения проектов Оперативный анализ деятельности ИТ-подразделения Подготовка предложений по автоматизации деятельности служб и подразделений организации Обеспечение квалификационного уровня персонала 17
Профстандарт «Менеджер информационных технологий». Должностные обязанности 6-й квалификационный уровень (3 года стажа) 1. Разработка ИТ-стратегии организации 2. Планирование работы ИТ-подразделения на основе бизнес- стратегии организации 3. Участие в разработке ИТ-бюджета организации 4. Взаимодействие с внешними организациями 5. Оперативный анализ деятельности организации 6. Стратегический анализ ключевых показателей деятельности организации в соответствии с корпоративной бизнес- стратегией организации 7. Организация тендеров и конкурсов 8. Обеспечение квалификационного уровня персонала 18
Профстандарт «Менеджер информационных технологий». Должностные обязанности 7-й квалификационный уровень (5 лет стажа) 1. Формирование стратегии развития организации в области информационных технологий (=6.1) 2. Формирование стратегии информационной безопасности организации (+) 3. Участие в разработке бюджета организации (+) 4. Управление организацией тендеров, конкурсов на закупку продуктов/услуг (=6.7) 5. Стратегический анализ ключевых показателей деятельности ИТ-подразделения в соответствии с корпоративной бизнес- стратегией организации (=6.6, +) 19
Направление подготовки в ВУЗах «Информационный менеджмент», Область профессиональной деятельности: использование информационных технологий и систем для разработки и эксплуатации эффективных систем управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития общества; обеспечение эффективного управления информацией как стратегическим бизнес-ресурсом; разработка информационной стратегии организации и руководство ее реализацией; управление взаимоотношениями между информационными технологиями, информационными системами и бизнесом; разработка архитектуры ИС и IT-инфраструктуры организации; управление ИС на всех стадиях их жизненного цикла; организация эффективной деятельности IT-подразделения; организация предприятий для производства и продвижения информационных продуктов и услуг и управление их функционированием; организация и осуществление консультационных, образовательных и аудиторских услуг в области информационных технологий и систем. 20