Стратегический менеджмент Касс М.Е. к.э.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегический менеджмент. Тема 6. Разработка стратегии с учетом специфики отрасли и ситуации.
Advertisements

Стратегический менеджмент. Тема 8. Разработка стратегии с учетом специфики отрасли и ситуации.
Стратегии и конкурентоспособность Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентоспособности.
Пять базовых стратегий конкуренции Подготовила Левшина Ольга.
Разработка стратегии одиночного бизнеса Тема 9. План Создание конкурентных преимуществ на уровне хозяйственных подразделений Создание конкурентных преимуществ.
Стратегический менеджмент. Тема 2. Анализ отрасли и конкурентной ситуации.
Методика анализа конкурентов 1.Основные компоненты анализа конкурентов 2. Карта стратегических групп 3. Ключевые факторы успеха.
Конкурентное преимущество это система, обладающая какой - либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической.
АНАЛИЗ ОТРАСЛИ И КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ Анализ – это исходный пункт разработки стратегии - Кениши Омэ.
Концепция маркетинга Выполнила Хропина Ольга. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Общекорпоративные стратегии Стратегии интегрированного роста.
Концепция маркетинга Выполнил Рафиков Эмиль. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
1 Стратегический менеджмент Лекция 6. Система стратегий корпорации.
Стратегический менеджмент. Тема 4. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей компании.
Структурный анализ конкурентного окружения организации. Модель пяти сил М.Портера.
Жизненный цикл товара Стадия внедрения. Йогурт Активиа находится на рынке с 1987 года. На сегодняшний день товар занимает лидирующее положение в сегменте.
Тема 4. Конкуренция в маркетинге Понятие и содержание конкуренции Виды маркетинговой конкуренции Стратегии рыночных конкурентов Показатели конкурентоспособности.
Базовые корпоративные стратегии 1.Стратегии интегрированного роста 2.Стратегии диверсифицированного роста 3.Стратегия сокращения.
УДЕРЖАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Выполнила: Слива Н.П.. РЫНОК РАЗВИВАЮЩИЙСЯСОКРАЩАЮЩИЙСЯСТАТИЧНЫЙ ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: УДЕРЖАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ o увеличение.
Стратегический менеджмент Касс М.Е. к.э.н., доцент.
Транксрипт:

Стратегический менеджмент Касс М.Е. к.э.н., доцент

ТЕМА 6 Разработка стратегии с учетом специфики отрасли и ситуации

Стратегия должна соответствовать: условиям отрасли и конкурентной борьбы ресурсам, конкурентным возможностям и угрозам конкурентной позиции компании

Варианты стратегий для девяти самых распространенных условий конкуренции: в формирующихся отраслях; на подвижном, изменчивом рынке; в зрелой отрасли с низкими темпами роста; в отрасли, находящейся на этапе застоя или спада; в сильно сегментированной отрасли; в условиях быстрого роста компании; для компаний лидеров отрасли; для компаний, преследующих лидера; для компаний, занимающих конкурентно слабые позиции или пребывающих в состоянии кризиса.

КОНКУРЕНЦИЯ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ОТРАСЛИ Большинство компаний в формирующихся отраслях только начинают деятельность: они совершенствуют технологию, набирают и обучают персонал, приобретают или сооружают производственные мощности, расширяют масштабы деятельности, налаживают каналы распространения и борются за приверженность потребителей.

ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ОТРАСЛИ нельзя спрогнозировать функционирование рынка в будущем, темпы роста и объемы продаж и прибыли. разработки инновационных компаний - технологии и ноу-хау - защищены патентами и другими средствами значительные различия в качестве и потребительских свойствах разных марок из-за отсутствия широкого признания определенного дизайна товаров и технологий относительно низкие входные барьеры в отрасль ярко выраженный эффект обучаемости потенциальные покупатели рассчитывают на усовершенствование инновационных товаров в ближайшем будущем, поэтому откладывают покупку до появления обновленных версий. требуется значительный капитал для завершения НИОКР.

Для достижения успеха в формирующихся отраслях компании необходимы творческий подход, готовность к риску, интуитивное понимание покупательских предпочтений, быстрое реагирование на новые разработки и нестандартные стратегические решения.

Факторы успеха компаний в формирующейся отрасли Немедленный захват лидерства в отрасли Совершенствование технологий, дизайна товара, его потребительских свойств. Быстрое внедрение установившихся отраслевых стандартов. Создание стратегических союзов с ключевыми поставщиками Слияния или стратегическое партнерство с компаниями, обладающими сопутствующими или дополняющими технологиями Привлечение новых сегментов покупателей, предложение новых возможностей использования товара Борьба за узнаваемость марки посредством обширной рекламы. последовательное снижение цен для привлечения новых сегментов чувствительных к цене покупателей.

Компании, захватившие лидерство на этапе формирования рынка должны: -укреплять свои позиции, чтобы противостоять входящим в отрасль компаниям -использовать долгосрочные стратегии конкуренции. Молодые компании на быстрорастущих рынках должны: -разработать стратегии быстрого расширения бизнеса -использовать находок конкурентов для своей пользы -создать долгосрочную стратегию конкуренции Компании, преследующие лидера должны: -сосредоточить усилия на новых методах ведения конкурентной борьбы, проводя при необходимости слияния или поглощения компаний, имеющих ценные технические знания, опыт и ресурсную базу.

КОНКУРЕНЦИЯ НА ДИНАМИЧНЫХ РЫНКАХ Стремительное изменение технологий, сокращение жизненного цикла товара, появление новых мощных конкурентов, активные конкурентные действия соперников, требования потребителей к товару растут и все это одновременно.

Действия компании при быстром изменении рыночной ситуации Реагирование на изменения Прогно- зирование изменений Управление изменениями Вывод на рынок улучшенных товаров в ответ на новые предложения конкурентов Реагирование на неожиданные изменения спроса Адаптация к изменениям в законодательстве Анализ перспектив глобализации рынка Изучение нужд, предпочтений и ожиданий покупателей Отслеживание технологических разработок для прогнозирования их развития Стратегический подход Действия Стратегия Реагировать при необходимости Защищать позиции компании Оборонительная Прогнозировать возможные изменения - Дополнять ресурсы и конкурентные возможности компании - Расширять ассортимент товаров - Укреплять систему распространения Первыми разрабатывать и внедрять новые технологии Выводить на рынок инновационные товары, формирующие новые рыночные сегменты и создающие новые отрасли Стать законодателем отраслевых стандартов Захватить инициативу в наступательных действиях Инициировать изменения в отрасли, управлять их темпами Диктовать "правила игры" Ставить конкурентов в положение догоняющих Наступательная Стратегия

Стратегические действия для сохранения лидерства на динамичных рынках Активное инвестирование в НИОКР для удержания лидерства в технологиях и ноу-хау. Развитие способности организации к быстрому реагированию на действия конкурентов и неожиданные изменения на рынке. Стратегическое партнерство с поставщиками и производителями сопутствующих товаров. Новые конкурентные инициативы каждые несколько месяцев, а не в ответ на активные конкурентные действия соперников. Поддержание привлекательного имиджа товаров и услуг компании для дифференциации не фоне аналогичных товаров и услуг.

КОНКУРЕНЦИЯ В ЗРЕЛЫХ ОТРАСЛЯХ Замедление роста, почти все потенциальные покупатели стали реальными пользователями товаров, спрос формируется большей частью за счет повторных покупок, а темпы роста отрасли поддерживаются за счет притока новых потребителей или увеличения объемов потребления прежними покупателями

Особенности конкурентной среды в зрелой отрасли Замедление роста потребительского спроса обостряет борьбу за долю рынка Повышение требовательности покупателей при совершении повторных покупок. Нежелательность введения новых производственных мощностей из-за угрозы перепроизводства. Затруднения с обновлением продукции Усиление международной конкуренции Постоянное снижение прибыльности компаний в отрасли. Рост количества слияний и поглощений конкурентов, вытеснение слабых компаний, концентрация производства.

Стратегии для зрелых отраслей Сокращение количества товарных групп и моделей товаров Оптимизация цепочки ценности Снижение издержек Увеличение объема продаж Приобретение компаний-конкурентов Выход на международные рынки Совершенствование или создание новых конкурентных возможностей

Стратегические риски в зрелых отраслях Попытка достичь преимущества одновременно по издержкам, за счет дифференциации и на основе сфокусированных стратегий Запаздывание в адаптации своих компетенций и конкурентных возможностей к усиливающемуся конкурентному давлению Концентрация на получении краткосрочной прибыли вместо создания долгосрочной конкурентной позиции Недостаточно быстрое сокращение издержек и промедление со снижением цен в ответ на аналогичные действия конкурентов Создание избыточных мощностей в условиях замедления роста отрасли Чрезмерные затраты на рекламу и продвижение в попытке преодолеть падение объемов продаж

КОНКУРЕНЦИЯ В ОТРАСЛЯХ НА ЭТАПЕ ЗАСТОЯ ИЛИ СПАДА Динамика роста отрасли ниже среднего по экономике или вовсе отрицательна. В зависимости от положения компании наблюдаются следующие варианты поведения: Сворачивание бизнеса с целью получения возможно большей суммы денежных средств Распродажа активов и подготовка к закрытию предприятия Усиление конкурентных позиций и продолжение работы

Стратегии достижения конкурентного преимущества в отраслях на этапе застоя Сфокусированная стратегия для завоевания самых перспективных сегментов отрасли. Отчетливая дифференциация товара за счет улучшения его качества и обновления Снижение издержек, завоевание отраслевого лидерства по издержкам.

Стратегические риски в отраслях на этапе застоя или спада Втягивание в бессмысленную ценовую войну на уничтожение конкурента; Изъятие из бизнеса слишком больших денежных средств в короткий промежуток времени; Излишний оптимизм и неоправданно высокие расходы на различные усовершенствования в надежде на скорое улучшение положения.

КОНКУРЕНЦИЯ В СЕГМЕНТИРОВАННЫХ ОТРАСЛЯХ Функционирование тысяч мелких и средних компаний, ни одна из которых не владеет значительной долей рынка, отсутствие отраслевых лидеров с большой долей рынка или узнаваемой торговой маркой.

Причины раздробленности предложений в сегментированных отраслях Обширный и диверсифицированный рыночный спрос Низкие входные барьеры Невозможность экономии на масштабе производства Отсутствие спроса на персонализированные товары Рынок товара или услуги находится на стадии глобализации, и на узком рыночном пространстве работает множество компаний из разных стран Разнообразные технологии, используемые в отраслевой цепочке ценности Отсутствие отраслевых стандартов, ни одна компания еще не создала прочной ресурсной базы, конкурентных возможностей, достаточных для захвата существенной доли рынка

Стратегии конкуренции в сегментированной отрасли Создание стандартных подразделений компании. Завоевание лидерства по издержкам. Товарная специализация. Потребительская специализация. Географическая специализация.

СТРАТЕГИИ ДЛЯ БЫСТРО РАСТУЩИХ КОМПАНИЙ Компании, отличающиеся ускоренным ростом объемов продаж и прибыли

Три уровня стратегии для обеспечения быстрого и устойчивого роста компании Краткосрочные инициативы по усилению позиций в текущем бизнесе Быстрый рост объемов продаж и прибыли Среднесрочные инициативы по укреплению ресурсной базы и конкурентных возможностей для проникновения в новые области бизнеса Умеренный прирост объемов продаж и прибыли в настоящий момент и создание условий для значительного подъема в ближайшие 2-5 лет Долгосрочные инициативы по обеспечению роста в отраслях будущего Минимальный прирост объемов продаж сейчас и формирование потенциала значительного роста объемов продаж и прибыли в ближайшие 5-10 лет Стратегический уровень 1 Стратегический уровень 2 Стратегический уровень 3 Портфель стратегических инициатив Время

Риски многоуровневых стратегий Угроза распыления ограниченных ресурсов Ведение конкурентной борьбы в отраслях, где недостает соответствующих ресурсов и опыта Иллюзорность перспективы долгосрочных стратегических проектов Убытки от непродуманных долгосрочных проектов могут превысить доход, полученный от удачных проектов, что снижает общую прибыль компании

СТРАТЕГИИ ДЛЯ КОМПАНИЙ - ЛИДЕРОВ ОТРАСЛИ Конкурентные позиции лидеров отрасли либо намного прочнее, чем у остальных, либо господствующие.

СТРАТЕГИИ ДЛЯ КОМПАНИЙ - ЛИДЕРОВ ОТРАСЛИ Наступательная стратегия - сохранение позиции первопроходца в отрасли: Совершенствование и обновление бизнеса Удержание технологического и инновационного лидерства, лидерства по качеству и потребительским свойствам товара, по уровню обслуживания потребителей; Постоянное снижение издержек, Максимальное упрощение для потребителей переход с товаров конкурентов на товары лидера. Расширение потребительского спроса в отрасли

СТРАТЕГИИ ДЛЯ КОМПАНИЙ - ЛИДЕРОВ ОТРАСЛИ Стратегия активной обороны - сохранение за собой имеющейся доли рынка и конкурентных преимуществ: Затруднять конкурентам достижение их целей, интенсивно ведя рекламные кампании, активно инвестируя в НИОКР. Расширять ассортимент предлагаемых товаров или моделей Предлагать индивидуальное обслуживание и другие дополнительные услуги, повышающие уровень приверженности потребителей Удерживать цены и качество товаров на привлекательном уровне. Сооружать резервные производственные мощности на случай резкого роста спроса Инвестировать в снижение издержек и обновление технологии Патентовать приоритетные технологии. Заключать эксклюзивные контракты с лучшими поставщиками и дилерами.

СТРАТЕГИИ ДЛЯ КОМПАНИЙ - ЛИДЕРОВ ОТРАСЛИ Стратегия демонстрации силы - доминирующий в отрасли лидер действует жестко и решительно, если конкуренты помельче пытаются с помощью ценовых скидок и иных наступательных действий поколебать позиции лидера: сильнее снижет цены в ответ на снижение цен конкурентом; Развертывает мощную маркетинговую кампанию при первых попытках конкурента отвоевать долю рынка; предлагает заманчивые условия поставок ключевым потребителям жестко преследует дистрибьюторов за попытки заключения соглашений с конкурентами, переманивает лучших сотрудников конкурентов, предлагая им заманчивые условия труда и оплаты.

Компании лидеры отрасли укрепляют долгосрочные конкурентные позиции с помощью стратегий агрессивного наступления, активной обороны или демонстрации силы, стремясь принудить соперников и потребителей отказаться от борьбы за передел рынка.

СТРАТЕГИИ ДЛЯ КОМПАНИЙ- ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕЙ Компании, находящихся в позиции второстепенных игроков с меньше долей рынка, чем у лидеров. Выделяют: Быстро развивающиеся компании претенденты на долю рынка, проводят агрессивную стратегию для увеличения своей доли рынка или усиления конкурентной позиции. Узкие конкуренты - реализуют сфокусированные стратегии на определенных сегментах рынка. Компании вечно вторые, обреченных всегда оставаться в роли догоняющего и неспособных из-за отсутствия ресурсов или конкурентных преимуществ занять более выгодную позицию

Семь стратегических подходов компаний-преследователей Наступательные стратегии для захвата доли рынка: Неожиданный технологический прорыв. Создание себе репутации лидера в разработке новых товаров. Более энергичная и инновационная, чем у медлительных лидеров, реакция на изменение условий рынка и нужд покупателей. Заключение стратегических союзов с ключевыми дистрибьюторами, дилерами и производителями сопутствующих товаров. Поиск принципиально иных путей радикального снижения затрат с последующим использованием политики снижения цен для переманивания покупателей у конкурентов. Разработка эффективной стратегии дифференциации товара

Семь стратегических подходов компаний-преследователей Стратегия роста за счет поглощения конкурентов: Для успеха данной стратегии менеджмент компании должен подготовиться к интегрированию поглощенной компании в свою структуру, устраняя дублирование и накладки, повышая эффективность и сокращая издержки, усиливая конкурентные возможности за счет объединения ресурсной базы.

Семь стратегических подходов компаний-преследователей Стратегия захвата свободной ниши - концентрация усилий на отдельном сегменте потребителей или модели товара, которые по каким-то причинам игнорируются лидерами отрасли. Рыночная ниша должна быть достаточно велика, чтобы обеспечить удовлетворительный уровень рентабельности операций и потенциал роста, соответствовать ресурсной базе и конкурентным возможностям компании и не представлять интереса для крупных компаний.

Семь стратегических подходов компаний-преследователей Стратегия специализации – направление усилий компании на приобретение уникальных знаний и опыта в производстве одного конкретного продукта или товарной группы, эксплуатации одной технологии, обслуживании одного сегмента потребителей Компания стремится сформировать ресурсную базу и развить конкурентные возможности в своей специализации, чтобы получить конкурентное преимущество в одной узкой области.

Семь стратегических подходов компаний-преследователей Стратегия превосходящего качества - дифференциация товара, в которой упор сделан на уникальном качестве или потребительских свойствах, постоянном обновлении товара и/или установлении тесных связей с потребителями для совершенствования товара в соответствии с их пожеланиями. Маркетинг проводится в расчете на сегмент покупателей, чувствительных к качеству или каким-либо потребительским свойствам.

Семь стратегических подходов компаний-преследователей Стратегия отличительного имиджа - легко узнаваемый и отличный от соперников имидж компании: репутация самых низких цен, репутация товаров и услуг элитного качества по приемлемым ценам, имидж превосходного обслуживания потребителей, репутация уникальных потребительских свойств, лидерство в представлении на рынок новых продуктов, нестандартная рекламная кампания.

Семь стратегических подходов компаний-преследователей Стратегия добровольного отступления - отказ от каких-либо агрессивных действий или от попыток переманить потребителей у конкурентов и сохранение занимаемой рыночной позиции: предпочитают сфокусированные стратегии и стратегии дифференциации, избегая прямой конкуренции с лидерами рынка. реагируют и предпринимают ответные меры, но не наступают и не инициируют конкурентных действий. стараются имитировать в своих товарах потребительские свойства и дизайн товаров лидеров, чтобы продавать их чувствительным к цене потребителям гораздо дешевле, чем товары известных марок.

СТРАТЕГИИ ДЛЯ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КОМПАНИЙ И КОМПАНИЙ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСА Наступательная стратегия выхода из кризиса: Распродажа части активов для получения наличных средств и спасения оставшейся час­ ти бизнеса. Пересмотр текущей стратегии. Принятие комплексных мер для резкого увеличения доходов. Сокращение издержек. Одновременное применение нескольких вышеперечисленных мер.

СТРАТЕГИИ ДЛЯ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КОМПАНИЙ И КОМПАНИЙ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСА Ликвидация компании закрытие компании и ликвидация ее активов, если кризис слишком глубок или спасать компанию нецелесообразно из- за чрезмерной затратности этого мероприятия В безнадежных ситуациях вовремя предпринятая ликвидация лучше соответствует интересам собственников, чем неизбежное банкротство. Промедление с ликвидацией приводит только к ненужному истощению ресурсов компании и сокращению части активов, которые еще можно спасти

СТРАТЕГИИ ДЛЯ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КОМПАНИЙ И КОМПАНИЙ В СОСТОЯНИИ КРИЗИСА Стратегии последнего тайма компромиссный вариант между стратегиями сохранения существующих позиций и стратегией немедленного выхода: стратегия последней жатвы, когда компания жертвует рыночной позицией ради немедленного получения максимальной прибыли Извлечение максимального количества наличных денежных средств из угасающей компании для последующего использования в других бизнес-проектах Объем реинвестируемых средств в такой компании утверждаются в минимально необходимых размерах Капитальные затраты на новое оборудование прекращаются или выделяются в последнюю очередь Основное внимание уделяется продлению срока использования имеющегося оборудования и производственных мощностей