Психологическое сопровождение программы «Одаренные дети» «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод» «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод» В.А.Сухомлинский В.А.Сухомлинский
Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких сферах деятельности. Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких сферах деятельности.
Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): Общие интеллектуальные способности Общие интеллектуальные способности Конкретные академические способности Конкретные академические способности Творческое, или продуктивное мышление Творческое, или продуктивное мышление Лидерские способности Лидерские способности Художественные и исполнительные искусства Художественные и исполнительные искусства Психомоторные способности Психомоторные способности
Одаренность может проявляться как: Одаренность Явная (у всех на виду) Одаренность возрастная Одаренность Скрытая (потенциальная, непроявленная)
Познавательная потребность Увлеченность каким -либо делом Интерес к предмету, любовь к знаниям Любопытство, любознательность «включенность в задачу» Стремление к самоопределению и самореализации
Трудности у одаренных детей. Объективные трудности – нет средств, программ и специалистов… Субъективные трудности – ребенок ощущает себя не таким, как все, когда попадает в среду заурядных детей. Трудности контактов со сверстниками
Комплексный подход при выявлении одаренных детей. Метод наблюдения Метод наблюдения Специальные психодиагностические тренинги Специальные психодиагностические тренинги Экспертное оценивание поведения детей педагогами, родителями Экспертное оценивание поведения детей педагогами, родителями Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами Организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т.п. Организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т.п.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
- в создании условий, необходимых для саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальных способностей. - в создании условий, необходимых для саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальных способностей. - вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит их освоить, как одаренность становится явной и очевидной для педагога. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, поощрение его интересов, даже если они не всегда понятны взрослым, - вот основная задача педагогов и родителей. - вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит их освоить, как одаренность становится явной и очевидной для педагога. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, поощрение его интересов, даже если они не всегда понятны взрослым, - вот основная задача педагогов и родителей. Задача образовательного учреждения Задача педагога
Для того, чтобы одаренному ребенку вырасти в одаренного взрослого, педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку 1) права приобретать собственный познавательный опыт, 2) права быть субъектом собственной деятельности. Т.е. приобретать собственный жизненный опыт, попросту предоставлять права быть и становиться Самим Собой. Т.е. приобретать собственный жизненный опыт, попросту предоставлять права быть и становиться Самим Собой.
Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми Знаниевозрастнойпсихологии Профессиональная компетентность Стремление к Самообразованию и самосовершенствованию Доброжелательность, чуткость, педагогический такт Умение найти подход к нестандартным детям Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей
Ниже даны личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Отметьте знаком "+" те качества, которые вам нравятся в детях, а знаком "-" то, что не нравится : 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист). 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, на лету схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. «Четные» качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом - творчески. Творческая одаренность -- большое счастье и большое испытание и для обладателей этого дара, и для педагогов и родителей.
Для развития творческого мышления и творческого воображения детей необходимо развить следующие умения: классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать причинно-следственные связи; видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; рассматривать систему в развитии; рассматривать систему в развитии; делать предположения прогнозного характера; делать предположения прогнозного характера; выделять противоположные признаки объекта; выделять противоположные признаки объекта; выявлять и формулировать противоречия; выявлять и формулировать противоречия; разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; представлять пространственные объекты; представлять пространственные объекты; использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве; использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве; представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает: представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает: преодоление психологической инерции мышления; преодоление психологической инерции мышления; оценивание оригинальности решения; оценивание оригинальности решения; сужение поля поиска решения; сужение поля поиска решения; фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений; фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений; мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой. мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей. 1. He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями. 3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения. 5. Научите детей прослеживать межпредметные связи. 6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в образовательном учреждении и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. 8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 9. Подходите ко всему творчески. Программа организации Центра детской одаренности в г. Новосибирске hhhh tttt tttt pppp :::: //// //// wwww wwww wwww oooo bbbb rrrr uuuu cccc hhhh.... mmmm ssss kkkk.... rrrr uuuu //// wwww iiii nnnn ////
Как творчески развивать ребенка. Рекомендации для родителей. 1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно. 1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно. 2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. 2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. 3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел. 3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел. 4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения. 4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения. 5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания. 6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения. 5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания. 6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения. 7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы. 7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы. 8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. 8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. 9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы. 9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы. 10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам. 10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам. 11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев. 11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев. 12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки. 12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
Буклет «Чудесное дитя»
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием. Н.С.Лейтес