Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений. Социальный статус каждого члена группы его место в иерархии внутригруппового общественного мнения позволяет определить социометрия. Иерархия внутри группы: «звезды», «лидеры» «приятные», «предпочитаемые» «пренебрегаемые», «изолированные» «отверженные»
Факторы, приводящие к групповой дифференциации, связывают с: Вид группы (формальная/неформальная) Деятельность группы Длительность её существования Личные качества членов группы
Определения лидерства: Отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений; Психологическая характеристика какого-либо члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других; Конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий; Система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.
Лидерские роли: 1.Действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решения поставленной задачи. (инструментальный лидер) 2. Регулирование межличностных отношений (экспрессивный лидер) Так же существует еще ряд ролей, таких как: Лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер-умелец, лидер- организатор, лидер- дезорганизатор…
Процессы лидерства Формальное – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности (руководство) Формальный лидер несет ответственность за положение дел в группе, имеет право поощрения и наказания Неформальное – процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов Неформальный лидер не обладает властными полномочиями и должностными обязанностями
Стили лидерства Лидер-демократ: советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы; Авторитарный лидер: устанавливает жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, навязывает свое мнение; Лидер-анархист: руководит по принципу «делайте что хотите и как хотите», не настаивает, принимает все предложения членов группы, избегает столкновений, конфликтов. Группа при этом разобщена и неорганизованна. Однако все это разделение достаточно условно, то есть лидер может пользоваться различными стилями в зависимости от ситуации.
Взаимоотношения в ученических группах Любой школьный класс является официальным объединением учащихся - формальной малой группой. Она имеет свои органы самоуправления и может быть способна к самоорганизации. Психологически школьный класс складывается из разного рода отношений людей к общему делу. Каждый школьный класс проходит сложный процесс развития, в котором могут быть остановки, подъемы и спады. Важный показатель уровня развития класса как малой группы - процесс принятия общих решений. Цели: получение определенных знаний, усвоение умений, навыков, способов деятельности, совокупности моральных норм и социально одобряемых принципов поведения.
Внеклассные объединения Классные и внеклассные ученические объединения создают условия для разнообразных формальных и неформальных отношений учащихся, ставят их в различные позиции по отношению др. к др. В разных объединениях один и тот же человек может занимать разное положение (лидер/ведомый) Среди объединений учащихся важную роль играют группы создающиеся на непродолжительный период. Временная группа - новая социальная ситуация в жизни школьника, это означает возможность нового статуса/роли в группе. Важную роль в жизни школьников играют неформальные группы, то есть группы приятелей, друзей, возникающие как в школе, так и вне ее. В этих группах ценится открытость отношений, независимость, каждый в такой группе ощущает значимость своей личности и пользуется признанием других.