Реформа Российской системы аккредитации в условиях ВТО Эксперт Спецпроекта Центра международной Москвы «Россия в ВТО» И.Ф. Григорьева
Основные инструменты технического регулирования 1
Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО от г. п. 813 «С даты присоединения к ВТО Российская Федерация будет обеспечивать на своей территории применение всех законов, норм и других мер в рамках Соглашения ВТО по Техническим Барьерам в Торговле, таких как технические нормы, стандарты, порядок оценки соответствия, применяемые Российской Федерацией в соответствии с положениями ВТО по ТБТ» Обязательства Российской Федерации в области технического регулирования 2
Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ ВТО) Статья 5 Процедуры оценки соответствия должны: -Не создавать препятствий международной торговле; -Использовать в качестве основы международные рекомендации по проведению процедур оценки соответствия -Осуществляться для иностранных товаров в не менее благоприятном режиме, чем для отечественных товаров; -Предусматривать равную стоимость осуществления процедур; -Предусматривать возможность применения процедуры рассмотрения претензий и принятия корректирующих мер; ВТО и взаимное признание результатов оценки соответствия 3
Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ ВТО) Статья 6 Члены ВТО должны обеспечивать, по возможности, признание результатов процедур оценки соответствия других государств – членов ВТО, даже если эти процедуры отличаются от их собственных, при условии, что данные процедуры обеспечивают уверенность в соответствии применяемым техническим регламентам и стандартам Tested once, accepted everywhere Одно испытание – признание везде ВТО и взаимное признание результатов оценки соответствия 4
Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ ВТО) Статья 9 Члены ВТО, когда это целесообразно, формулируют и принимают международные системы оценки соответствия и становятся их членами или участвуют в них ВТО и оценка соответствия Статья 10 5
Эффект соглашений о признании результатов оценки соответствия для бизнеса Сокращать задержки поставок продукции на целевые рынки Сертифицировать свою продукцию по месту производства Экономить время и снижать затраты при испытаниях отдельных партий продукции Снижать риски отклонения партий продукции при повторных проверках Сокращать объем таможенных процедур и вынужденные задержки из-за ожидания результатов испытания Изготовитель получает возможность 6
Недобросовестные органы по сертификации и лаборатории Недобросовестная конкуренция Отсутствие реального контроля Более 18 тысяч аккредитованных ОС и ИЛ Отсутствие ответственности Непрозрачные механизмы аккредитации Существование пересекающихся систем Непрозрачный механизм формирования стоимости Отсутствие единого реестра аккредитованных лиц Невнятные требования Субъективный подход к аккредитации Использование одного и того же оборудования в ряде лабораторий Допуск некомпетентных органов и лабораторий к работе Работа 1 эксперта в нескольких органах по сертификации Почему нужна реформа? 7
Обязательства Российской Федерации перед ВТО в области реформы системы аккредитации Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО (16 ноября 2013 г.) Определение участников системы аккредитации и предъявляемых к ним требований Обеспечение членства в ILAC и IAF, признание со стороны EA Обеспечение транспарентности при осуществлении деятельности по аккредитации за счет создания системы информационного обеспечения Определение порядка государственно контроля за деятельностью аккредитованных лиц Разработка процедур аккредитации, соответствующих требованиям ISO/IEC Создание на Федеральном уровне Единого национального органа по аккредитации и определение круга его полномочий Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО (16 ноября 2011 г.) 8
Совершенствование требований к аккредитованным лицам Оптимизация процедуры аккредитации Повышение эффективности контроля за аккредитованными лицами Основные направления реформы 9
Этапы: 1 этап: 1 ноября 2011 – 1 июля 2012 года «Организационный» 2 этап: 1 июля 2012 – 31 декабря 2012 года «Формирование переходной модели» 3 этап: 1 января 2013 – 1 июля 2014 года «Внедрение переходной и формирование итоговой моделей» 4 этап: 1 июля 2014 – 31 декабря 2016 года «Внедрение итоговой модели и международное признание» Задачи: Создание Федеральной службы по аккредитации Разработка первоочередных нормативно-правовых документов организационно обеспечивающих создание ФСА и непрерывность выполнения функций по аккредитации Введение новых правил работы на подзаконном уровне, создание первоочередных информационных систем, формирование территориальных органов Росаккредитации Принятие и вступление в силу ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и корреспондирующих подзаконных актов Освобождение рынка от недобросовестных лиц Обеспечение качества госуслуг и эффективности внутренних процедур Перевод работы национальной системы аккредитации в электронный вид Формирование высокоэффективного профессионального сообщества в сфере аккредитации Проведение процедур международного признания Российской системы аккредитации Этапы реформы и задачи до 2017 года 10
Совершенствование требований к аккредитованным лицам: достигнутые результаты Обеспечение соответствия международным стандартам Интеграция требований 6 международных стандартов (стандарты ИСО 17000) Получено ассоциированное членство в ILAC Реальное подтверждение компетенции Постоянный штат работников Вместо 5 и 6 критериев для ОС и ИЛ стало 65 и 94 Выполняемое руководство по качеству Оборудование на месте, а не на бумаге Созданы единые требования для 8 систем Основные направления реформы 11
Совершенствование требований к аккредитованным лицам: задачи на перспективу Обеспечение соответствия международным стандартам Прямая ссылка на международные стандарты в российских актах Активная роль ФСА в работе ТК по оценке соответствия Детализация отдельных требований Установление обязательной отчетности ОС и ИЛ Закрепление статуса экспертов по сертификации Унификация требований к области аккредитации Расширение «отраслевых особенностей» Гармонизация в сфере обеспечения единства измерений Основные направления реформы по данным Росаккредитации 12
Оптимизация процедуры аккредитации: достигнутые результаты Прозрачные и понятные административные процедуры Соблюдение сроков аккредитации (99 %) Пошаговое описание процедуры Единый подход к формированию стоимости Компетентность и подотчетность тех, кто осуществляет аккредитацию Аттестация экспертов по аккредитации Недобросовестные эксперты теряют профессию On-line мониторинг аккредитации Внедрена методика отбора экспертов Выезд на аккредитацию сотрудников ФСА Основные направления реформы по данным Росаккредитации 13
Оптимизация процедуры аккредитации: задачи на перспективу Упрощение административных процедур Единый порядок для сертификатов ГОСТ Р и ТС Возможность совмещения ИК и расширения области «Легализация» корректирующих мероприятий Повышение качества оценки аккредитованных лиц Создание апелляционного органа Аттестация сотрудников ФСА Отказ от бумажных аттестатов аккредитации Единый подход к обучению экспертов Создание реестра технических экспертов Основные направления реформы по данным Росаккредитации 14
Повышение эффективности контроля: достигнутые результаты Определение процедур инспекционного и государственного контроля за ОС и ИЛ Ужесточение ответственности за нарушения Введены штрафы до 1 млн. руб. ИК проводят эксперты Отрицательный ИК или жалоба влекут проверку ГК Отрицательный ГК влечет предписание Неисполнение предписания влечет лишение аккредитации Создание Рабочей группы с «силовыми» ведомствами Введена дисквалификация должностных лиц Нарушения влияют на включение в реестр ТС Основные направления реформы по данным Росаккредитации 15
Повышение эффективности контроля: задачи на перспективу Закрепление особенностей контроля за аккредитованными лицами Новые инструменты работы Отмена сертификатов органом власти Отказ от планового ГК Расширение оснований для внепланового ГК Возможность выбора времени проведения ИК Дифференциация нарушений по тяжести Основной упор на анализ on-line отчетности Дифференциация нарушений по тяжести Основные направления реформы 16
Нормативно - правовое регулирование сферы аккредитации Направления Разработка, принятие и вступление в силу ФЗ 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Совершенствование действующей нормативно – правовой базы, регулирующей осуществление аккредитации по данным Росаккредитации 17
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами – торговыми партнерами РФ Обеспечение доверия к результатам оценки соответствия Цели аккредитации 18
Интегрирует требования международных стандартов в области аккредитации; Объединяет все системы аккредитации, связанные с оценкой соответствия; Устанавливает полномочия органов власти в сфере аккредитации; Вводит единый порядок (процедуру) аккредитации; подробно описывает все процессы, связанные с аккредитацией; Устанавливает универсальные требования к аккредитованным лицам, ответственность за их нарушение; Определяет единые подходы к процедуре контроля за деятельностью аккредитованных лиц, необходимые особенности по основаниям для внеплановых проверок; Определяет статус, требования к экспертам по аккредитации и их ответственность за оценку компетентности заявителей; Установление требования к информационному обеспечению аккредитации и раскрытию информации. Основные положения ФЗ 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации » 19
Существующие проблемы Изменения, предусмотренные Законом Отсутствует механизм апелляций на решения органа по аккредитации В соответствии с международными стандартами предусмотрено создание комиссии по апелляциям Срок действия аттестата аккредитации ограничен пятью годами Установлена бессрочность действия аттестата аккредитации Не в полной мере урегулирован статус инспекционного контроля за аккредитованными лицами Плановый инспекционный контроль в целях приведения в соответствие с международными стандартами заменяется периодическим подтверждением компетентности Вопросы по основаниям для внепланового контроля Уточняет основания для проведения внеплановых проверок Оптимизация порядка финансирования работ по аккредитации Утверждение Правительством Российской Федерации единой методики и порядка контроля за ее соблюдением Большой объем документов в бумажной форме Предлагается установить электронный формат взаимодействия участников национальной системы аккредитации. Повышение прозрачности и снижение административных барьеров Принципиальные изменения ФЗ 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации » 20
Постановления Правительства РФПриказы Минэкономразвития России Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление аккредитации Об утверждении Положения о комиссии по апелляциям Об утверждении Правил включения юридических лиц в реестр экспертных организаций Об установлении особенностей аккредитации иностранных организаций Об утверждении перечня нарушений, которые при осуществлении федераль- ного государственного контроля за дея- тельностью аккредитованных лиц не влекут приостановления аккредитации …………. Об утверждении Критериев аккредитации Об утверждении Требований к эксперту аккредитации и Правил аттестации экспертов по аккредитации Об утверждении требований к техническому эксперту и порядка включения физических лиц в реестр технических экспертов Об утверждении перечня областей аттестации экспертов по аккредитации и перечня областей специализации технических экспертов ………….. 21
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ осуществление оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации (подтверждение аттестата аккредитации) деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами (ФЗ 294) проводится: внеплановый экспертами по аккредитации и, при необходимости, техническими экспертами периодичность: сотрудниками ФСА и при необходимости, экспертами, экспертными организациями плановый выявление нарушений: приостановление действия аттестата аккредитации и выдача предписания, наложение штрафа на юр. лицо и должностные лица основание для проведения государственного контроля Основные отличия государственного контроля и инспекционного контроля 22
Нарушение правил сертификации или выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании ШТРАФ на должностных лиц: от до руб. ШТРАФ на юридических лиц: от до руб. Выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или подлежащим применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям ШТРАФ на должностных лиц: от до руб. ШТРАФ на юридических лиц: от руб. до руб. Необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия ШТРАФ на должностных лиц: от до руб. ШТРАФ на юридических лиц: от до руб. Представление для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции ШТРАФ на должностных лиц: от до руб. ШТРАФ на юридических лиц: от до руб. ДЛЯ ОС ДЛЯ ИЛ Государственный контроль. Административная ответственность по данным Росаккредитации 23
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица по проведению проверок или уклонение от таких проверок ШТРАФ на граждан: от 500 руб. до 1000 руб. ШТРАФ на должностных лиц: от 2000 руб. до 4000 руб. ШТРАФ на юридических лиц: от 5000 руб. до руб. Действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки ШТРАФ на должностных лиц: от 5000 руб. до руб. ШТРАФ на юридических лиц: от руб. до руб. Повторное совершение административного правонарушения ШТРАФ на должностных лиц: от руб. до руб. ШТРАФ на юридических лиц: от руб. до руб. Государственный контроль. Административная ответственность 24
Государственный контроль. Аналитика за 2013 год Проведено 243 проверки, в том числе 193 документарных и 50 выездных Прекращено действие более 350 аттестатов аккредитации Приостановлено действие более 120 аттестатов Сокращено в области 2 аттестата Составлено более 340 протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафных санкций - 27 млн. руб. За гг. выданы предписания об отмене более 7 тысяч сертификатов 25
Совершенствование контрольной деятельности в 2014 г. Наделение Росаккредитации полномочиями по проведению административных расследований Классификация нарушений на предмет их определения «критичные-некритичные» и, как следствие, классификация административных наказаний (градация штрафных санкций) Наделение Росаккредитации полномочиями по ведению сертификатов ГОСТ Р Закрепление обязанности «on-line» отчетности аккредитованных лиц 26
Сведения о выявленных несоответствиях аккредитованного лица критериям аккредитации и(или) несоблюдение аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации не содержат: ссылки на пункты нарушенных документов документальное подтверждение несоответствия критериям аккредитации и(или) несоблюдения требований законодательства Российской Федерации Типовые нарушения при оформлении результатов ИК экспертами по аккредитации 27
В случае отсутствия в экспертном заключении ссылок на пункты нарушенных документов и(или) отсутствие документального подтверждения выявленного несоответствия критериям аккредитации и(или) несоблюдения требований законодательства Российской Федерации классифицируется как: Ответственность экспертов по аккредитации отсутствие у эксперта по аккредитации знаний нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных, технических, методических, руководящих и иных документов, регламентирующих вопросы аккредитации, требований к продукции, используемым средствам измерений, испытательному оборудованию, стандартным образцам; представление экспертом по аккредитации необъективных результатов оценки соответствия аккредитованного лица. прекращение действия свидетельства об аттестации эксперта 28
Разработка и организация мероприятий по периодическому обучению (повышению квалификации) экспертов ФГИС Росаккредитации Перевод всех услуг в электронный вид; Единая информационная среда для всех участников; Введение электронной отчетности; Время реализации: 2013 – 2014 годы; Бюджет около 190 млн. руб. (около 6 млн $)
ФГИС Росаккредитации на официальном сайте Службы 30
СМЭВ РОИВ ЕПГУ ФГИС Росаккредитации ( ): Реестры аккредитованных лиц Реестр сертификатов соответствия Реестр деклараций о соответствии Реестр экспертов Подсистема государственных услуг Подсистема контроля Подсистема планирования и оценки эффективности деятельности (2014 год) Сайт Евразийской экономической комиссия Официальный сайт Росаккредитации Система электронного документооборота Органы по сертификации Эксперты по аккредитации Испытательные лаборатории Работники Росаккредитации Личный кабинет ФОИВ Электронный архив ( ) Информационные системы ФОИВ Информатизация: ФГИС Росаккредитации по данным Росаккредитации 31
1 уровень («стандарт») 2 уровень («профессионал») 3 уровень («лидер») Прикрепление скан-копий документов в разделе ЛК «Сведения об органе по сертификации» нетчастично все обязательные Прикрепление скан-копий сертификатов соответствия при внесении сведений в реестр сертификатов соответствия ( РСС) менее 60%от 60% до 99%100% Прикрепление скан-копий деклараций о соответствии при внесении сведений в реестр деклараций о соответствии (РДС) менее 60%от 60% до 99%100% Внесение сведений в РСС через бизнес процесс, сопровождающий выдачу сертификата соответствия менее 60%от 60% до 99%100% Внесение сведений в РДС через бизнес процесс, сопровождающий регистрацию декларации о соответствии менее 60%от 60% до 99%100% Анализ уровня открытости органа по сертификации 32
Цель : привлечение общественности к повышению эффективности и качества исполнения Федеральной службой по аккредитации полномочий в установленной сфере деятельности Мониторинг результатов реализации проектов по созданию системы аккредитации, соответствующей международным стандартам Обеспечение учета мнения общественности при формировании методической базы единой национальной системы аккредитации Общественный контроль и оценка деятельности участников единой национальной системы аккредитации Рассмотрение инициатив граждан и организаций по вопросам в сфере аккредитации и оценки соответствия Предложения и рекомендации по вопросам деятельности Росаккредитации Приглашение на заседания представителей ФОИВов, организаций и др. заинтересованных лиц Обращение в органы государственной власти Российской Федерации для получения информации Обобщение и анализ практики взаимодействия Росаккредитации с иными участниками процесса аккредитации Взаимодействие со СМИ Разработка и утверждение Кодекса этики членов Общественного совета Задачи и компетенции Общественный Совет при Федеральной службе по аккредитации Приказ Федеральной службы по аккредитации от г
Электронный ресурс о ВТО: более посетителей из 129 стран мира 760 подписчиков сайта На совещании Открытого правительства Российской Федерации в докладе Минкомсвязи России сайт Спецпроекта ЦМТ Москвы «Россия в ВТО» признан одним из лучших информационных ресурсов по тематике ВТО 34
Открытый кабинет руководителя Общественного совета Контакты: +7 (495) (968)
ЕДИНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ Центральный аппарат Росаккредитации 101 человек Территориальные управления Росаккредитации в 6 федеральных округах – 80 человек Росаккредитацией аттестованы и привлекаются к работе более 500 экспертов по аккредитации Бюджет Росаккредитации на 2013 год боле 440 млн рублей (около 13 млн.$) ФУНКЦИЯ ПО АККРЕДИТАЦИИ в 2013 годуФУНКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ в 2013 году Росаккредитацией оказано более государственных услуг, связанных с аккредитацией Прошли плановый инспекционный контроль более 2500, внеплановый контроль – более 290 организаций Положительные решения приняты в 77% случаев Прекращено действие более 350 аттестатов аккредитации В настоящий момент в реестре более 1700 ОС и 9500 ИЛ Назначено штрафов более чем 27 млн. рублей (около 900 тыс.$) Росаккредитация: основные цифры по данным Росаккредитации 36
Вступление в силу Федерального закона 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и всех подзаконных актов Внедрение единого подхода для всех систем аккредитации(в том числе введение новых правил для всех добровольных систем, а так же для аккредитации в метрологии, связи и т.д.) Создание апелляционного органа Предоставление заявителям возможности проведения «корректирующих мероприятий». Формирование единых методических требований к работе экспертов по аккредитации и сотрудников Росаккредитации Повышение профессионального уровня экспертов по аккредитации, экспертов по сертификации и работников лабораторий за счет, в том числе, запуска многоуровневого консультационного центра Росаккредитации и организации обучения Налаживание совместно с правоохранительными органами постоянного процесса по выявлению и устранению недобросовестных участников рынка, в том числе в рамках созданной в ноябре 2013 г. Межведомственной рабочей группы по комплексному предупреждению и пресечению правонарушений в сфере подтверждения соответствия и проведения лабораторных исследований Повышение профессионального уровня экспертов по аккредитации, экспертов по сертификации и работников лабораторий Повышение качества работы Росаккредитации, в том числе за счет внедрения системы менеджмента качества Дальнейшее развитие Федеральной информационной службы Росаккредитации, в том числе реализация проекта по созданию электронного архива всех проводимых испытаний Основные направления реформы Российской системы аккредитации н на период г.г. 38
Подписание соглашений с международными организациями гг. Частичная гармонизация Приведение российской системы аккредитации к требованиям международных стандартов Вступление в силу 602 постановления Правительства РФ 19 октября 2012 г. Вступление в силу ФЗ об аккредитации июль 2014 г. Оценочные визиты 2015 г. Полная гармонизация Оценка Признание по данным Росаккредитации 38
Благодарю за внимание! Специальный проект ЦМТ Москвы «Россия в ВТО» Горячая линия wto.wtcmoscow.ru