Тема урока: «Численность и воспроизводство населения мира» Задачи урока: 1. Познакомиться с основными поня- тиями наук, изучающих население; 2. Рассмотреть и проанализировать ди- намику изменения численности насе- ления мира; 3. Выявить долю ЭРС и РС в мировом населении; 4. Рассмотреть типы воспроизводства населения разных стран. Основные понятия урока: Воспроизводство, естественный прирост, демографический взрыв, демографическая политика, типы воспроизводства, демография, раса, этнос.
Науки о населении : ДЕМОГРАФИЯ ДЕМОГРАФИЯ - наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав. прирост, возрастной и половой состав. ЭТНОГРАФИЯ наука о размещении человечества - наука о размещении человечества. ЭТНОЛОГИЯ наука о происхождении народов - наука о происхождении народов.
По прогнозам ООН, численность населения земного шара достигнет 10 млрд человек к середине ХХI века г.2012 г.2050 г. (прогноз) Китай 1139Китай 1354Индия 1531 Индия 851Индия 1227Китай 1395 США250США314США408 Индонезия 188Индонезия 237Пакистан 348 Бразилия 151Бразилия 199Индонезия 294 Россия 148Пакистан 190Нигерия 258 Япония 124Нигерия 170Бангладеш 255 Пакистан 114Бангладеш 161Бразилия 233 Бангладеш 110Россия 143Эфиопия 171 Нигерия 87Япония 127Конго развитые страны - развивающиеся страны
С начала ХIХ века в мире было более 2000 переписей. В настоящее время в мире не осталось стран, в которых не было бы переписи – 1985 годы ООН объявила десятилетием переписи населения, 191 страна провела перепись, охвачено было 95% мирового населения. По подсчетам статистов-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд человек. Со второй половины ХХ века быстрый рост на- селения приобрел характер демографического взрыва. млн чел. Г О Д ЕЖЕГОДНЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ МИРА ЗАДАНИЕ. Определите, насколько человек увеличилась численность насе- ления Земли к 2000 году? В каком году произошел пик демогра- фического взрыва?
млн чел. Регионы мира и весь мир Годы (численность в млн. чел) Россия, СССР, СНГ Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка С. Америка Л. Америка Австралия и Океания ЗАДАНИЕ. по данным таблицы построить столбиковые диаграммы роста численности по разным регионам, круговую диаграмму доля регионов мира в населении мира, построить столбиковую диаграмму темпы роста населения регионов мира.
ПЕРВЫЙ ТИП (СУЖЕННЫЙ – демографическая зима) ВТОРОЙ ТИП (РАСШИРЕННЫЙ – демографическая весна ) ХарактеристикаI типа: ВОСПРОИЗВОДСТВО ХарактеристикаIIтипа: Рождаемость - Смертность - Естественный прирост - низкая до 12 чел. на 1000 жит. Рождаемость - Смертность - Естественный прирост - высокая низкая свыше 12 чел. на 1000 жит. Задание: 1. Откройте учебник настр. 49, карта 13 «Воспроизводство населения». 2. Проанализируйте карту: какие страны и регионы мира относятся кIтипу, какие коIIтипу, сделайте вывод. ЗАДАНИЕ. ЗАДАНИЕ. Рассмотрите карту. В каких регионах мира получил распространение I тип воспроизвод- ства, а в каких – II тип. На следующем слайде будут рассмотрены причины, вызы- вающие разные типы воспро- изводства в развитых и разви- вающихся странах.
На рисунке показаны половозрастные пирами- ды для развивающихся и развитых стран. Длина каждой полосы соответ- ствует указанному коли- честву людей. РАСШИРЕННЫЙ ТИПСУЖЕННЫЙ ТИП МУЖЧИНЫ ЖЕНЩИНЫ (I тип) ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ НЕВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОЖДАЕМОСТИ (I тип) (II тип) ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОЖДАЕМОСТИ (II тип) - высокий уровень социально-экономического развития; - высокий уровень урбанизации (в сельской местности рождаемость выше, в городах - ниже); - изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей; - увеличение доли старших возрастов - старение нации; - производственный травматизм. - низкий уровень развития экономики, с преоб- ладанием сельского хозяйства; - невысокий уровень урбанизации (в селе рож- даемость выше); - своеобразный общественный уклад, рели-гиозные обычаи, поощряющие многодетность; - подневольное положение женщин, ранние бра-ки; - использование достижений современной меди- цины для борьбы с эпидемическими заболе- ваниями; - запреты по планированию семьи в мусуль- манских странах.
государственную демогра- фическую политику Большинство стран современного мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демогра- фическую политику. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯПОЛИТИКА - ЭТО СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕС- КИХ, ПРОПАГАНДИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ГОСУДАРСТВО ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА РОЖДАЕ- МОСТЬ В ЖЕЛАТЕЛЬНОМ ДЛЯ СЕБЯ НАПРАВЛЕНИИ. В конституции Китайской Народной Республики говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по планово- му деторождению, на рождение ребенка надо получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки не разрешаются. Осуществление этой политики уже дало большие результаты. НАПРИМЕР …
В экономически развитых стра- нах среднегодовой прирост насе- ления составляет в среднем 0,3%, в развивающихся странах – 1,7%. Поэтому 90% всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны и их доля в мировом населении продолжает возрастать. Выбери правильный ответ. 1. Демографический взрыв характерен для стран: Восточной Европы Азии, Африки, Лат. Америки Австралии и Океании 2. В настоящее время численность насе- ления мира приближается к (млрд чел.) Лидером по численности населения яв- ляется: Индия КитайСША 4. Пик демографического взрыва произо- шел в: 1950 гг.1970 гг.2000 гг. ОТВЕТЫ
правильный ответ. 1. Демографический взрыв характерен для стран: Азии, Африки, Лат. Америки 2. В настоящее время численность населения мира приближается к (млрд чел.) 7 3. Лидером по численности населения является: Китай 4. Пик демографического взрыва произошел в: 1970 гг. НАЗАД
КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЭТО КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ, УЧИТЫВАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (душевой доход, занятость, калорийность питания) КУЛЬТУРНЫЕ (уровень грамотности, количество библиотек, театров на душу населения) СОЦИАЛЬНЫЕ (уровень здравоохранения, развитие демократических институтов) О ДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СЛУЖИТ ПОКАЗАТЕЛЬ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ. В СРЕДНЕМ ОН СОСТАВЛЯЕТ 66 ЛЕТ. САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ САМЫЙ НИЗКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ 80 лет ЯПОНИЯ АВСТРАЛИЯ ШВЕЦИЯ КАНАДА 36 лет СЬЕРРА-ЛЕОНЕ ГВИНЕЯ ГАМБИЯ БУРКИНА-ФАСО СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В МИРЕ ( КОНЕЦ ХХ ВЕКА )
П р о в е р ь с е б я. НАУКИ О НАСЕЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Дайте определения понятиям: 1.Демография; 2.Воспроизводство; 3. Естественный прирост; 4. Демографический взрыв; 5. Демографическая политика; 6. Типы воспроизводства; 7.Демография; 8.Раса; 9.Этнос. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ 1. Какова динамика численности населения мира? Сколько жите- лей на нашей планете? 2. Чему равен ежегодный прирост населения? 3. Назовите десятку стран-лидеров по населению? 4. Какова доля экономически раз- витых и развивающихся стран в мировом населении? ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ 1. Какие типы воспроизводства существуют в современном ми- ре? Чем они отличаются друг от друга? 2. Для каких стран характерен первый тип, а для каких – второй? 3. Какие причины вызывают ра- зные типы воспроизводства? 4. Может ли государство влиять на воспроизводство населения? Приведите примеры. КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ 1. Что понимают под понятием «качество населения»? 2. Что является главным показате- лем качества населения? Если Вы ответили на данные вопросы, то можете приступать к выполнению задания к уроку.