ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы КОММЕРЧЕСКО-БАНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ 6 (ГБОУ СПО КБК 6) НАУЧНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Государственный внешний долг Российской Федерации и способы его преодоления» Исполнитель: Ксения Юрьевна Ильина Научный руководитель: Елена Константиновна Корнеева Москва 2013
ЦЕЛЬ РАБОТЫ : проанализировать структуру внешнего долга Российской Федерации и определить пути решения проблемы. ЗАДАЧИ: анализ причин возникновения внешнего долга и его структуру; анализ влияния внешнего долга на внутреннюю систему государства; рассмотрение путей решения проблемы погашения внешнего долга.
Государственным долгом РФ являются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями. Управление долгом осуществляется правительством РФ. Виды государственного долг среднесрочный (1-5 лет) краткосрочный (1 года) долгосрочный (5-30 лет) внешний (обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте) внутренний (обязательства перед резидентами в рублях)
международные займы и кредиты банковские депозиты ссудная форма (цель – получение дохода в виде процента) портфельные инвестиции прямые иностранные инвестиции ФОРМЫ МИГРАЦИИ КАПИТАЛОВ предпринимательская форма (цель – получение прибыли) межгосударственные правительственные займы и кредиты (цель - уменьшение дефицита государственного бюджета и проведение структурной перестройки экономики) ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА СТРАНЫ
ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА - деятельность органов власти по управлению государственным долгом. СОДЕРЖАНИЕ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ создание адекватного механизма реализации долговой политики контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов и своевременным погашением госдолга определение стратегических направлений, целей, задач управление деятельностью государства по планированию заимствований разработка концепции долговой политики
Содержание внешнего долга России изменилось: в прошлом десятилетии была проблема государственного внешнего долга, теперь проблема частного внешнего долга. Динамика объёмов государственного внешнего долга в 2013 гг, млрд долл. Государственный внешний долг вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютных резервов имеет тенденцию к сокращению.
появление экономической и политической зависимости от кредиторов АСПЕКТЫ ВНЕШНЕГО ДОЛГА СТРАНЫ негативные позитивные неэффективность использования заёмных средств американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские) индустриальные страны активно используют дешёвые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста половина существующих железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские)
Задолженность странам - участницам Парижского клуба Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб Задолженность бывшим странам СЭВ Коммерческая задолженность Задолженность перед международными финансовыми организациями Еврооблигационные займы ОВГВЗ Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА (%)
РОССИЯ – ПРАВОПРЕЕМНИК СССР Решение проблем внутреннего долга бывшего СССР было определено специальным соглашением в 1992 г. (по погашению государственного долга СССР перед населением в суммах пропорционально остатку задолженности, числящейся на балансах учреждений Сбербанка СССР на территории каждого из них).
Парижский клуб кредиторов – это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Главная идея деятельности - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. ПАРИЖСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ 1956 г. – создание клуба для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств 1995 г. – Россия – член Парижского клуба, как кредитор 2005 г – Россия выплатила досрочно 15 млрд долларов 2006 г. – выплата Россией Германии всего долга
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПАРИЖСКОГО КЛУБА наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности (должнику следует доказать, что без пересмотра условий погашения он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долгом); условия погашения для должников (смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление реформ и преобразований, равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов (принцип равных условий) (оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств)
Постоянными членами Парижского клуба являются страны с большим воздействием других государств и имеющие согласованность основных принципов и правил Парижского клуба. ПОСТОЯННЫЕ ЧЕЛНЫ ПАРИЖСКОГО КЛУБА ФИНЛЯНДИЯ НИДЕРЛАНДЫ КАНАДА ИТАЛИЯИСПАНИЯИРЛАНДИЯДАНИЯГЕРМАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯБЕЛЬГИЯАВСТРИЯАВСТРАЛИЯ ЯПОНИЯШВЕЦИЯШВЕЙЦАРИЯ СШАРОССИЯ НОРВЕГИЯ ФРАНЦИЯ
ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ – неформальный многосторонний механизм выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, по условиям погашения их межбанковской задолженности. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: индивидуальный подход к каждой стране-должнику; обусловленность пересмотра погашения долга; равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами.
Долг перед Лондонским клубом представлял собой задолженность бывшего СССР перед частными коммерческими банками стран Западной Европы, США и Японии по кредитам, привлеченным Внешэкономбанком СССР до 31 декабря 1991 г г. - начало переговоров по погашению российских обязательств 18 октября 1994 г. - заявление Правительства РФ о порядке урегулирования межбанковского долга в качестве коммерческой задолженности. 16 ноября 1995 г. - подписание соглашения во Франкфурте о 25-летней реструктуризации основного долга бывшего СССР с правом отсрочки платежей на 7 лет. В отношении процентов российская сторона приняла обязательство выплатить 1,5 млрд.долл.США в течение 1996 г., а оставшуюся часть погасить в течение 20 лет с тем же периодом отсрочки. 11 февраля 2000 г. – подписание соглашения о реструктуризации российской коммерческой задолженности: списание 36,5 % (10,6 млрд.долл.США) основной суммы долга и 33 % (2,2 млрд.долл.США) облигаций Внешэкономбанка; оставшаяся сумма конвертируется в еврооблигации, под гарантии российского правительства, с отсрочкой погашения в 30 лет с 7-летним льготным периодом. В 2001 г. обмен российских долгов Лондонскому клубу на новые еврооблигации был завершен.
Организация была создана после Второй мировой войны и объединяла СССР, страны Восточной Европы, Кубу и Монголию. СЭВ совет экономической взаимопомощи межправительственная экономическая организация, созданная 5 января 1949 года по решению экономического совещания представителей ряда стран Восточной Европы, Кубы, Монголии. СТРАНЫ СЭВ В 1991 году, после распада СССР, СЭВ был распущен. ФУНКЦИИ СЭВ : содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса; выравнивание уровней экономического развития стран-членов организации.
С 1961 года в решении некоторых вопросов совместно с СЭВ участвовала Югославия. СТРАНЫ, ВХОДИВШИЕ В СЭВ СТРАНЫ, КОТОРЫЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ВОШЛИ В СОСТАВ СЭВ Народная Республика Болгария Польская Народная Республика СССР Народная Республика Болгария Социалистическая Республика Вьетнам Германская Демократическа я Республика Республика Куба Монгольская Народная Республика Социалистическая Республика Румыния Чехословацкая Социалистическая Республика Социалистическая Республика Албания (1961 г. в деятельности СЭВ участия не принимала
МБРР самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. На получение займов МБРР имеют право страны-члены с уровнем ВНП на душу населения в размере от 760 долл. США в год.
Международная ассоциация развития (МАР); Международная финансовая корпорация (МФК); Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); ОРГАНИЗАЦИИ, ВХОДЯЩИМИ В ГРУППУ ВСЕМИРНОГО БАНКА
оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем инвестиций в развитие производственных ресурсов. ЦЕЛИ РАБОТЫ МБРР
ВВП по состоянию за 2012 год Займы МБРР: стабилизационные (обычно бюджетозамещающие; предназначаются для покрытия временного дефицита платежного баланса и дефицита государственного бюджета, возникающих при проведении странами- заёмщицами политики макроэкономической стабилизации и структурных реформ); инвестиционные ( предоставляются на осуществление проектов рационального и эффективного использования природных, финансовых и трудовых ресурсов стран-заемщиц).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД МВФ – межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов. Международный валютный фонд занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др.
ЦЕЛИ МВФ: способствовать развитию международного сотрудничества в валютно- финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами; способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли; содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда создавать состояние уверенности. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА МВФ – поддержание стабильности мировой финансовой системы. Кроме того, в задачи МВФ входит информирование всех членов МВФ об изменениях финансовой и монетарной политики других стран-членов.
Сопоставление динамики и структуры отечественной внешней торговли товарами и услугами с данными по мировой торговле и экспорту наглядно показывает, что по своей структуре внешнеторговый оборот России кардинальным образом отличается от международного экономического обмена. ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА ЗА 2010 ГОД ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА ЗА 2010 ГОД
ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ГГ ГОД, МЛРД. ДОЛЛ.