Анализ сложных вопросов применения Федерального закона от ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» и предложение направлений их решения. 16 сентября 2014 г. Докладчик: Абрамова Е. В., руководитель программы «Совершенствование стандартов ведения бизнеса, Международный форум лидеров бизнеса
Анализ закупок по 223 ФЗ за 2013 г. Источник: Опубликовано извещений Опубликован о положений о закупках Количество зарегистрированных заказчиков Сумма: ,4 млн. руб
Тенденции развития закупочных практик компаний Положительные Отрицательные Прозрачность процесса компании начали разрабатывать и размещать Положения о закупках -качество Положений о закупках низкое - Положения о закупках разработали и опубликовали 56% зарегистрированных заказчиков компании размещают Извещения о закупках часть извещений содержит минимальные сроки подачи заявок компании начали публиковать Планы закупок качество Планов закупок низкое Уровень конкуренции Выросла информированность потенциальных поставщиков Велика доля закупок у единственного поставщика Нет единой базы цен на закупаемые товары
Проблемы и варианты решений Ограничения конкуренции и эффективность закупки Необоснованно короткие сроки подачи предложений могут ограничить число потенциальных участников и привести к неэффективной закупке Предложение: Предусмотреть обязанность организатора закупки указывать в Положениях о закупке минимальные сроки размещения извещений о закупке для конкретных форм закупки (запрос предложений, запрос котировок и т.п.) ФЗ устанавливает минимальные сроки от размещения извещения до окончания срока подачи заявок только для конкурса и аукциона (не менее 20 дн.) Сроки подачи заявок для остальных форм закупки организатор вправе установить самостоятельно в Положении о закупке, но не обязан это делать В результате часть извещений о закупке содержит минимальные сроки подачи заявок что ограничивает количество потенциальных участников и как следствие снижает эффективность закупки Компания Х разместила извещение о проведении запроса предложений на закупку услуг строительства военного городка. Срок подачи заявок - 5 календарных дней Объем закупочной документации стр. Запрос предложений признан несостоявшимся
Проблемы и варианты решений Ограничения конкуренции и эффективность закупки Федеральный закон не ограничивает возможность указания конкретной марки товара или товарного знака что позволяет ограничивать количество потенциальных участников закупки Предложения: Предусмотреть обязанность обосновывать необходимость приобретения продукции с указанием конкретной марки товара или товарного знака Разработать стандартизированный перечень материалов и услуг для закупки 223ФЗ не ограничивает возможность указания в описании предмета закупки конкретного товарного знака или марки товара, что в свою очередь снижает количество потенциальных участников закупки Компания Y разместила извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме на поставку автомобиля Mercedes-Benz Sprinter Classic 3550 (51908) Запрос цен признан несостоявшимся, не подано ни одной заявки
Проблемы и варианты решений Ограничения конкуренции и эффективность закупки Закон не ограничивает случаи закупки у единственного источника Предложения: Разработать типовое положение о закупках Ограничить случаи закупки у единственного поставщика, введя четкие критерии обоснования закупки у единственного поставщика Размещать обоснование закупки у единственного поставщика в открытом доступе Положения о закупках зачастую не содержат необходимой информации (например сроков размещения извещения для каждой формы закупки) или содержат избыточные требования. Различается и терминология (Организации по- разному называют однотипные формы закупок, что осложняет анализ эффективности закупочной деятельности и создает трудности при создании единой базы референтных цен) Предложение: разработать методические указания о проведении закупок по основным типовым формам Информация в протоколах проведения закупки зачастую не позволяет сопоставить цены и проанализировать эффективность закупки ФЗ 223 устанавливает обязанность организатора закупки публиковать в единой информационной системе протоколы составляемые в ходе закупки НО закон не содержит требования об обязательном составе информации, содержащейся в протоколах. В результате организаторы размещают ограниченную информацию о проведенных закупках (например только общую стоимость закупки нескольких десятков номенклатурных позиций).Как следствие нет базы для создания системы референтных цен и ограничен объем данных для расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта Предложение: обязать публиковать цену за единицу товара (услуги, работы)
Международные практики Стандартизация закупаемых госпредприятиями товаров и услуг Выбор единых поставщиков стандартных товаров и услуг в рамках субъекта федерации или на федеральном уровне Выпуск методических рекомендаций по закупкам Разработка стандартных форм запросов предложений и цен на отдельные категории товаров и услуг Единая база данных закупочных цен
Благодарим за внимание! При подготовке презентации использования материалы компании КПМГ