Лекция 6. «Классификация стратегий» План: I. Глобальные стратегии. II. Корпоративные стратегии III. Функциональные стратегии
Классификация стратегий Глобальные стратегии конкуренции Корпоративные стратегии Функциональные стратегии
Глобальные стратегии конкуренции Принцип стратегических кривых: эффект масштаба и эффект освоения; Стратегия минимизации издержек (затрат); Стратегия дифференциации; Стратегия фокусирования; Стратегия инноваций; Стратегия оперативного регулирования (реагирования)
Корпоративные стратегии Принцип формирования портфеля бизнеса (сфер бизнеса); Стратегия связанной диверсификации; Стратегия несвязанной диверсификации; Стратегия откачки капитала и ликвидации; Стратегия изменения курса и реструктуризации; Стратегия международной диверсификации
Функциональные стратегии Принцип учета внешних условий и позиции на рынке; Наступательная стратегия; Оборонительная стратегия; Стратегия вертикальной интеграции; Стратегия для отраслевых лидеров; Стратегия для рядовых отраслевых организаций; Стратегия предупреждения банкротства; Стратегии конкуренции на различных этапах жизненного цикла отрасли; прочие
I. Глобальные стратегии: Интерпретация стратегических кривых Название эффекта 1. Производственный эффект масштаба 2. Производственный эффект освоения Проявление эффекта 1. Удельная себестоимость произведенной продукции до определенного значения величины объема выпуска убывает, затем возрастает; т.е. функциональная зависимость имеет min 2. Удельная себестоимость произведенной продукции снижается с увеличением кумулятивного объема произведенной продукции, т.е. производная себестоимости - убывающая функция
Производственный эффект масштаба и освоения Факторы, которые оказывают влияние: Обучение персонала; Доработка технологического процесса; Эффективность выполнения производственных функций; Эффективность выполнения управленческих функций организации производства; Применение НОТ и т.д.
Интерпретация стратегических кривых Название эффекта 3. Маркетинговый эффект масштаба 4. Маркетинговый эффект освоения Проявление эффекта 1. Удельные затраты на продвижение и сбыт продукции до определенного значения величины объема реализации убывает, затем возрастает; т.е. функциональная зависимость имеет min 2. Удельная себестоимость реализации продукции снижается с увеличением кумулятивного объема реализованной продукции, т.е. производная удельной себестоимости - убывающая функция
Маркетинговый эффект масштаба и освоения Факторы, которые оказывают влияние: Обучение персонала; Совершенствование процессов продвижения и сбыта; Увеличение известности торговой марки; Эффективность выполнения управленческих функций по организации продвижения и сбыта продукции; Эффективность логистических связей при продвижении продукции на рынок и т.д.
Стратегия минимизации издержек (затрат) Проявление производственного и маркетингового эффекта масштаба и освоения «+» Благоприятные условия выбора стратегии: Отрасль производит достаточно стандартизированный товар и возможности дифференциации не ограничены; Спрос эластичен по цене; Вероятность переключения потребителей товара на другие невелика. «-» Недостатки: Величина загрузки мощности (optim 94 %); Относительное противоречие стратегии дифференциации (производство множества модификаций продукции);
Особенности стратегии минимизации издержек (затрат): - применяется только крупными организациями; - наличие гибкости производства (низкие издержки переналадки производственных мощностей); - применение для снижения затрат инновационных механизмов во всех сферах производства и управления (применение инноваций).
Стратегия дифференциации Горизонтальная дифференциация Цена примерно одинакова, рассчитывается на средний уровень дохода Вертикальная дифференциация Цена и доход различны
Особенности стратегии дифференциации: Высокие затраты на имиджевую деятельность; Появление товаров-имитаторов; Усиление ценового аспекта в конкуренции.
Стратегия фокусирования «+» потребители на товары с заданным функциональным назначением отличаются от среднестатистических; Потребители с нестандартными потребностями; Ограниченность ресурсов. «-» Исчезновение различий в параметрах товаров для целевого сегмента и общего рынка; Падение цен на стандартизированную продукцию; Усиление дифференциационных тенденций.
Стратегия инноваций Приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров или технологий. (радикальные инновации – сверх прибыль) «-» Проблема выживания; Высоки уровень риска; «+» Высокий уровень прибыльности
Стратегия оперативного реагирования (регулирования) «+» Гибкость, легкая адаптация «-» Организации-имитаторы
II. Корпоративные стратегии (портфельные) Стратегия связанной диверсификации: Приобретение организаций; Создание новых организаций; Создание СП. Основа – стратегические соответствия
Синергетический эффект - сходные статьи затрат трансформируются друг в друга Маркетинг – единый клиент, территория, каналы сбыта, реклама, поставщики, сходная торговая марка, послепродажный сервис; Производство – единые мощности, сходные технологии, НИОКР; Управление – единая система управления + обучения, менеджеры.
Несвязанная диверсификация: Наличие слабых стратегических соответствий.
Стратегия откачки капитала и ликвидации: Продажа нерентабельных производств; Ликвидация нерентабельных производств; Банкротство.
Стратегия изменения курса и реструктуризации: Концентрируется на прибыльности убыточных производств; Реализация стратегии «снятия урожая» в слабых сферах; Жесткая экономия и оптимизация использования ресурсов; Продажа слабых производств (формирование портфеля бизнеса); Смена менеджеров.
Стратегия международной диверсификации – формирование диверсифицированного портфеля на национальных рынках. наличие технологических соответствий; Брэндовые соответствия; Снижение стоимости на новом рынке покрывается за счет прибыли существующих. McDonalds – стратегия глобализации, продвигает исключительно стандартизированные услуги.
Функциональные стратегии (по линии поведения) Наступательные Оборонительные Наступательно-оборонительные
Стратегия вертикальной интеграции обратная прямая сырье товар Комплектующие --- товар Добыча переработка «+» - Расширение бизнеса; -Ослабление сил конкурентов. «-» - Дополнительные инвестиции; - Риск; - Единый технологический цикл; - Различные технологии. О т р а с л е в о й ц и к л
Позиция предприятия на рынке 1. «Лидер» - определяется величиной доли рынка (IBM, McDonalds, Xerox, Procter Gamble (Gillette), РАО ЕС и прочие); 2. Стратегии предприятия, следующие за лидером: агрессоры и спокойные последователи: -стратегия вакантной ниши; -Стратегия специализации (по смежным сегментам); -Стратегия выделяемых отличий (уникальное производство + качество); -Стратегия спокойного следования (слабые сегменты); -Стратегия приобретения (слияние последователей); -Стратегия отличительного имиджа. 3. Стратегия для слабых организаций (кризисное состояние); 4. Этапы жизненного цикла отрасли (организации); 5. Стратегии конкуренции во фрагментарных отраслях (отсутствие единого лидера, большое число относительно небольших конкурентов).