Тенденции в области управления бизнес-процессами Андрей Коптелов Директор департамента развития и внедрения ИТ IDS Scheer Россия и страны СНГ
2 Основана в 1984 профессором Августом-Вильгельмом Шеером Акции компании котируются на TecDAX, IPO 1999 Глобальные партнеры Оборот [Млн. EUR] Оборот ,6 млн. EUR Сотрудники Сотрудники О Компании IDS Scheer AG
3 О Компании IDS Scheer Россия и страны СНГ Ведущие консультанты и топ-менеджмент компании работают на рынке с 1992 года Январь 2005 – консалтинговая компания «Логика бизнеса» входит в группу компаний IDS Scheer Миссия – «Совершенство бизнес-процессов» (Business Process Excellence) Компания – лидер в сегменте процессного консалтинга («консалтинг в области организации производства товаров и услуг» ) по данным рейтинга РА «Эксперт» и рейтинга журнала «Деньги» ИД «Коммерсантъ» за 2007 год Направления деятельности Общественно-политическая деятельность Стратегическое управление Управленческий консалтинг Управление бизнес-процессами ИТ-консалтинг Услуги по внедрению решений SAP Программные продукты ARIS Внедрение ИТ-решений - Ultimus Обучение современным управленческим технологиям в Академии IDS Scheer Участие в рабочей группе Комиссии по административной реформе при Правительстве РФ Кафедра «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов» в ГУ-ВШЭ Социальная инициатива по поддержке образовательных учреждений России и СНГ Организация и проведение учебно-практических семинаров и конференций
4 Клиенты в России и странах СНГ (всего более 500)
5 Вся суть в документах! Нет ничего важнее моделирования процессов! Интеграция – всему голова! BPM – это люди вовлечённые в процесс! Речь идёт об оптимизации! Бизнес-правила это главное! Видение BPM Connie Moore, Forrester Research, Ultimus BPM Conference 2008
6 Процессное управление выступает в роли интегрирующей основы бизнеса Управление рисками Стратегическое управление Управление соответствиями Процессное управление Построение СМК Внедрение ИС Управление ИТ Управление знаниями Совершенствование системы управления Регламентация деятельности Оптимизация деятельности
7 Управление бизнес-процессами
8 Исследования в области управления бизнес-процессами Цель исследований – показать основные тенденции процессного управления в российских компаниях В опросе приняли участие более 80 представителей компаний различной отраслевой принадлежности. Почти 60% участников – крупные компании (более 1000 сотрудников) Ограничение: данное аналитическое исследование не претендует на полноту анализа рынка и статистическую достоверность результатов Сейчас завершен специализированный опрос среди лидеров розничной торговли (более 20 компаний) В планах телекоммуникационные компании
9 Уровень зрелости в управлении бизнес-процессами (Gartner) 0. Понимание неэффективности (Acknowledge Operations Inefficiency) 1. Знание процессов (Process Aware) 2. Внутрипроцессная автоматизация и контроль (Intraprocess Automation and Control) 3. Межпроцессная автоматизация и контроль (Interprocess Automation and Control) 4. Управление цепочкой добавленной стоимости (Enterprise Valuation Control) 5. Адаптивная структура бизнеса (Agile Business Structure)
10 Управление бизнес-процессами – тренд интереса Все меньше описания – все больше совершенствования Интерес к BPM-системам Внедрение процессного управления на уровне компании Контроллинг бизнес-процессов - процессный Business Intelligence – BI …………………………
11 Внедрение процессного подхода Многие уже создали подразделения для совершенствования бизнес- процессов Однако эффект от процессного управления пока почувствовали не все!!!
12 Описание бизнес-процессов - цели Без поддержки топ- менеджмента процессный подход умирает Описание бизнес-процессов без заказчика никому не нужно Лучше всего, если заказчиком выступит бизнес Для внедрения процессного управления в компании нужен инструмент – BPM - система
13 Средства описания бизнес-процессов MS VISIO ….. или ARIS….. Встроенные в BPMS средства пока недостаточно распространены
14 Отраслевое исследование – розничная торговля Зрелость процессного управления выше Интерес к описанию менее 20% Тренд интереса - внедрение процессного управления и контроллинг
15 Выводы…….. большинство российских компаний находится на первом уровне зрелости процессного управления (по шкале Gartner), т.е. в компаниях есть понимание того, что процессный подход служит средством повышения эффективности деятельности уровень зрелости процессного управления зависит от отраслевой принадлежности компании : так, компании розничной торговли имеют второй уровень зрелости процессного управления – знание отдельных процессов и их периодическая оптимизация российские компании начали уделять внимание процессному управлению, в том числе, создавая специализированные подразделения, в задачи которых входит описание и совершенствование бизнес-процессов описание бизнес-процессов в большинстве российских компаний проводится для решения задач регламентации и совершенствования деятельности
16 Выводы…….. для описания бизнес-процессов почти все компании используют графическую форму описания и специализированный инструментарий в настоящее время наблюдается снижение интереса к «простому» описанию бизнес- процессов и рост интереса к совершенствованию и контроллингу бизнес- процессов хотя многие компании уже почувствовали положительный эффект от применения процессного подхода, большинство еще не полностью увидели все возможные преимущества от управления бизнес-процессами этот год будет характеризоваться переходом многих компаний от описания бизнес-процессов к их автоматизации, контроллингу и совершенствованию, при этом кризисная ситуация будет лишь ускорять этот процесс
17 Преимущества от BPM Выполнение процессов Контроллинг процессов Connie Moore, VP Forrester Research Ultimus User confernce Munich 05/2008 высокие низкие Клиенты и партнеры Исполнители, администраторы, руководители Описание процессов Знания Эффективность Быстрота изменений Соответствие и устойчивость Трансформация Бизнес-анализ ИТ Финансы БизнесCEO SOA Оптимизация процессов Stakeholders Преимущества для Stakeholders
18 Новая услуга IDS Scheer – Контроллинг 24 Контроллинг 24 это: способ увидеть фактические бизнес-процессы компании измерение и контроль основных показателей процессов (время, стоимость, качество) инструмент для расширенного анализа бизнес-процессов информационно-аналитическая поддержка принятия решений при совершенствовании бизнес-процессов Стратегия процесса Проектирование процесса Реализация процесса Контроллинг процесса
Спасибо за внимание! Коптелов Андрей