1. Игры и упражнения, используемые в картотеке, направлены на формирование и развитие просодических компонентов речи, главным образом голоса и дыхания, а также темпа, ритма и интонационной выразительности речи. 2. Карточки представлены в разной цветовой гамме, в соответствии с разделами : Развитие дыхания Развитие силы голоса Развитие высоты голоса Развитие тембра голоса Развитие темпа речи Развитие интонационной выразительности речи
Принцип опережающего подхода. Принцип развивающего обучения. Принцип систематичности. Принцип полифункционального подхода. Этиопатогенетический принцип. Принцип постепенного усложнения материала. Принцип доступности. Принцип сознательности и активности детей. Принцип успешности.
« Счёт » Счёт от 1 до 5 с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса
« Полечим ушибленную руку » Плавно и длительно дуем на « ушибленное место ». « Горлышко болит ». Произносим гласный звук [ А ] тихо и громко ( горлышко болело, горлышко вылечили ).
« Тихий час » Сто ребят и сто девчат Все лежат и все молчат ( очень тихо ) Ты лежишь и я лежу … Ты молчишь и я молчу ( тихо ), Муха села мне на палец ( погромче ) И спросила : « Вы проспались ?» ( громко ) Пальцем муху отгоняю и опять я засыпаю ( тихо ) Сплю ( очень тихо )
« Мыши » Вышли мыши как - то раз Поглядеть, который час : Раз, два, три, четыре … Мыши дёрнули за гири ( высоким голосом ) Вдруг раздался страшный звон : Бомм, бом, бом – Убежали мыши вон. ( низким голосом )
« Баюкаем малыша ». Произнесение звука [ А ] в средней тональности, затем тихо. «Дуем на горячий чай» Делаем вдох, вытягиваем губы трубочкой, плавно и длительно дуем на горячий чай.
«Прыжок в высоту» «Рисуем» голосом линию движения прыжка в высоту, изменяя высоту голоса.
« Футбол » Произнесение фразы с различной интонацией : « Фи, футбол !» - с презрением, « Фу, футбол !» - с негодованием, « Ну, футбол !» - с сомнением, « Во, футбол !» - с восторгом.
« Колокола и колокольчики » Произносим слоговые сочетания : « Бом - бом - бом » – низко, « Бам - бам - бам » – высоко.
« Играем на барабанах » Произносим слоговые сочетания : « Бум - бум - бум » – низко и в медленном темпе, « Трам - там - там » – высоко и в быстром темпе.
« Песня львёнка и черепахи » Произнесение фразы с изменением высоты и тембра голоса ( от лица черепахи и львёнка ): Я на солнышке сижу, Я на солнышко гляжу …
« Пыхтящий чайник » Произносим на одном Выдохе : « Пых », « пых - пых », « пых - пых - пых ».
Водитель привозит продукты в детский сад и уезжает. Произнесение [ У ] на одном выдохе с повышением и понижением силы голоса.
« Лопнула шина » Произнесение [ С ] на одном выдохе с понижением силы голоса. « Насос » Произнесение [ С ] длительно на одном выдохе несколько раз.
« Дворник » На вдохе – « отведение метлы » в сторону, на выдохе – « взмах метлой » с длительным произнесением [ Ш ].
« Молоток и молоточек » Произносим слоговые сочетания : « Тук - тук - тук » – громко, в медленном темпе, « Тук - тук - тук » – тихо, в быстром темпе.
Алмазова Е. С. « Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей » Вильсон Д. К. « Нарушения голоса у детей ». Емельянова В. В. « Фонопедический метод развития голоса » Ермакова И. И. « Коррекция речи и голоса у детей и подростков » Лаврова Е. В., Коптева О. Д., Уклонская Д. В. « Нарушения голоса » Правдина О. В. « Голос и его нарушения » Таптапова С. Л. « Коррекционно - логопедическая работа при нарушении голоса ».