Выполнила : ученица 9 класса : Медцкер Анна Руководитель : Гайдар. А. М. Проект : по теме « Электробытовые приборы »
О светильниках : Как они появились ?
Самым первым источником искусственного света был очаг. Таким образом, первоначально жилое помещение освещалось одним источником, находящимся в центре. Необходимость в дополнительном боковом освещении возникла одновременно с потребностью человека самовыражаться в наскальных росписях. В работе ему помогал факел, который устанавливался в щели между камнями. В Средние века для укрепления факела на плоскости стены стали применяться кованые зажимы. Именно это нехитрое устройство послужило прообразом бра. В Греции и Риме были широко распространены напольные светильники, состоящие из треножника и чаши с горючим веществом ( нередко с ароматическими добавками ). Более поздняя модификация этого светильника - канделябр. В отличие от треножника, он имел единственную опору, широкую у основания. В разных культурах один и тот же светильник мог называться по - разному. Например, шандалом у персов или минор ой у иудеев. Другой осветительный прибор, известный с тех времён, - лампадарий. Как и канделябр, он был стационарным. Подвесные светильники назывались лампионами и лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к потолочным балкам или консолям. В чаши наливалось масло, животный жир или нефть. В горючую жидкость опускался скрученный из растительных волокон фитиль.
Появление свечи явилось серьёзным прорывом в области создания новых видов светильников. Она была во многом удобнее всех остальных устройств - не так коптила, оказалась существенно более экономичной и простой в производстве. Изготавливалась вначале из животного жира, а затем из пчелиного воска с фитилём из тростника. Позже фитиль стали делать из хлопковых или конопляных волокон. Свеча породила целую плеяду светильников. Канделябр стал изящной ветвистой конструкцией. В конце XVII века окончательно сформировалась люстра. Дворцовые люстры на сотни свечей озаряли огромные залы для балов. В простенках между окнами столь же ярко пылали бра. Коридоры освещались вычурными канделябрами. Все они отражались в многочисленных зеркалах и их позолоченных рамах. Гасились свечи металлическими колпачками на длинных рукоятках. Люстра состояла из массивного металлического каркаса и большого количества подвесок из стекла ( прозрачного или цветного ) или природных камней. Весить она могла около тонны. Чтобы опустить такую конструкцию, зажечь свечи, а затем всё это поднять, требовался мощный механизм. Пришедшая вслед за этим эра керосина подарила нам хит в виде лампы " летучая мышь ". Дизайн керосиновых светильников был достаточно изыскан ( стоит только вспомнить знаменитые настольные светильники Тиффани ). До сих пор эти не очень практичные, но безотказные в дачном быту лампы ассоциируются с эпохой декаданса. А упомянутая выше " летучая мышь " многократно использовалась дизайнерами для создания новых разновидностей светильников в индустриальном стиле.
Начиная с бронзового века и заканчивая эпохой Римской империи, количество источников естественного света меняется. Добавляются оконные проёмы, которые на тот период были чисто функциональными. Эти источники света и аэрации представляли собой бойнице образные отверстия, выходящие, как правило, во внутренний дворик. Верхний свет оформляется отверстием - опейоном, имеющим, помимо утилитарного, декоративное значение. Увеличивается число источников искусственного света. Они делятся на подвесные ( хорос, паникадило ), боковые ( лампадарий, канделабрум ), переносные ( лампион ). В качестве горючих жидкостей используются различные масла ( в том числе ароматические ), а также нефть ( чаще для наружного освещения и маяков ). В общем, режиссура света становится намного сложнее, что можно связать, во - первых, с усложнением интерьеров жилых, культовых и общественных сооружений, а во - вторых, с появлением эстетических требований к самим светильникам.
Средние века, готика, романтика, ренессанс, барокко и классицизм породили целую плеяду форм и способов заполнения оконных проёмов. Окна становятся украшением фасада, обрастают богатым декором. Они уже не являются сезонными источниками естественного света, которые в холодную пору закрываются глухими рамами. Начиная с эпохи поздней готики, возникают дополнительные ряды окон, что связано с конструктивными особенностями сооружений. В частности, высокие большепролётные готические залы освещаются двойными рядами окон. Разнообразное, ритмически организованное их расположение порождает поразительные световые эффекты, что становится важной чертой стиля. В эпоху ренессанса сформировывается и такой тип естественного освещения, как световой фонарь. Основные источники искусственного света оставались прежними, с небольшой поправкой на размер и форму свето носителя ( свечи ). Дизайн делается более изысканным, применяемые материалы поражают своим количеством и разнообразием ( металлы и сплавы, стекло, природный камень ). Принцип расположения светильников в помещениях также существенно не изменился. В больших залах верхний свет ( люстра ) дополняется опоясывающим рядом боковых светильников ( бра ). Коридоры и галереи освещаются боковыми источниками ( бра ) и центральным рядом напольных ( канделябры ). В приватной зоне ( спальня, кабинет ) используются все вышеперечисленные типы светильников плюс переносные ( подсвечники ). Конец XIX и начало XX веков обогатили архитектуру свободой использования искусственного света. Окна - витрины, боковые витражи, сплошное остекление фасадов не отменили, однако, исторически сложившихся типов естественного освещения. Вполне возможно, что в этой области сказано всё. Бурное архитектурное творчество конца XX и начала XXI веков не ознаменовалось изобретением чего - либо нового. Умелое сочетание исторически сложившихся форм с новыми материалами и технологиями порождает удивительные по своеобразию объекты. Естественное освещение используется в них очень активно.
Большое распространение получили верхний свет и световые фонари. Искусственное освещение, несмотря на преимущественно электрическую природу, делится всё на те же основные группы : верхнее, нижнее, боковое. Его дополняют и разнообразят хорошо известные точечные лампочки, позволяющие равномерно озарять помещение и создавать причудливые световые композиции. Скрытые источники, подсветка мебели и предметов интерьера служат для создания дополнительных эффектов. Скажем, позволяют расширить или, наоборот, сузить пространство, визуально изменить его геометрию, расставить акценты
Я решила создать свой светильник из подручных средств. Для начала я собрала все что необходима для сборки. Это : кофейную банку, шнур, скотч, ракушки, для создания абажура два пластмассовых листка ( от старой люстры ), отвертки, ножик, ножницы, шурупчики, цветная бумага.
Моя работа
Спасибо за внимание !