Светлана Витальевна Кондратьева ( )
-профессор, доктор психологических наук, - заслуженный деятель науки РБ, - действительный член Международной академии акмеологических наук, -действительный член Международной Академии педагогических и социальных наук, -член–корреспондент Национальной Академии образования РБ, -человек XX столетия, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии, заведующая лабораторией «Профессионального развития личности».
Биографические факты Светлана Витальевна родилась 7 февраля 1926 г. в г. Курске в учительской семье. Потомок известного архитектора, заведующего кафедрой архитектуры Вильнюсского университета Кароля Подчашинского. Отец был репрессирован, реабилитирован посмертно. Совсем юной девушкой Светлана Витальевна добровольно ушла на фронт, приняла активное участие в борьбе против оккупантов.
Путь в профессию Путь в профессию После демобилизации поступила на отделение психологии философского факультета Ленинградского университета, который окончила в 1950 г. В 1958 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование личности школьника в процессе общественной работы» (научный руководитель В.Н. Мясищев).
Период деятельности до приезда в Беларусь» После окончания университета работала преподавателем психологии в Каменец- Подольском, Николаевском и Львовском педагогических институтах (Украина). После слияния Львовского и Дрогобычского пединститутов, с 1966 по 1979 гг., возглавляла кафедру психологии в Дрогобычском пединституте им. И.Франко. Длительное время работала в тесном контакте с академиком АПН СССР Г.С. Костюком. Возглавляемая ею кафедра была второй по значению в Украине после Киевского университета.
Докторская диссертация защищена в 1978 г. в ЛГПИ им.Герцена. Тема работы: «Межличностное понимание и его роль в общении»
Научная деятельность в Гродно С 1979 г. - заведующая кафедрой педагогики и психологии Гродненского университета им. Я.Купалы. В 1982 г. ею была создана отдельная кафедра психологии в ГрГУ, которая вела подготовку психологов на биологическом факультете по специализации, а позднее – по второй специальности «Практическая психология». Начата подготовка высококвалифицированных кадров через аспирантуру по специальностям «Педагогическая психология», «Психология развития. Акмеология».
В 1994 г. была открыта специальность «Психология» и создано отделение психологии в составе факультета психологии и педагогики. Подготовка студентов дневной, а позднее и заочной формы обучения осуществлялась по специализациям «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Юридическая психология». В 1998 г. на основе кафедры психологии были созданы две новые кафедры, одну из которых (кафедру возрастной и педагогической психологии) возглавляла С.В. Кондратьева.
Научная деятельность в Гродно При активном содействии Кондратьевой С.В., 1 июля 2000 г. на базе психологического отделения факультета педагогики и психологии, приказом ректора нашего университета был создан факультет психологии. Его возглавил к.пс. н., доцент Б.П.Ковалев, затем - к.пс. н., доцент П.Р. Галузо, третьим деканом был профессор, доктор пед.н.В.А.Барков.
Научная деятельность в Гродно За годы работы опубликовала более 100 научных трудов, подготовила 12 кандидатов наук, из них четверо – в Украине. Ее ученики (преподаватели факультета психологии): Л.М.Даукша, Л.А.Семчук, Б.П.Ковалев, П.Р.Галузо, В.А.Кривошеев, Т.К.Комарова и др.
Светлана Витальевна исследовала вопросы формирования личности и развития организаторских способностей учащихся старших классов под влиянием общественной работы, включающей ряд компонентов, наиболее важными из которых являются понимание других людей и общение с ними. Ею выявлены и изучены регулятивные функции психики в системе межличностного взаимодействия, показано, что понимание человеком других людей осуществляет исполнительскую и побудительную регуляцию, заключающуюся в выборе способов и мотивов поведения, которые, обобщаясь и генерализуясь, превращаются в устойчивые черты личности, связанные с отношением к другим людям.
Научная деятельность в Гродно С.В.Кондратьевой и ее сотрудниками исследовались уровни и механизмы перцептивно-рефлексивной регуляции поведения субъекта, разрабатывались методы изучения педагогической рефлексии, социально-перцептивных умений, способы их развития и коррекции у студентов и учителей («Учитель – ученик», 1984).
Научная деятельность в Гродно Зав. НИЛ «Психологии профессионального развития личности» Учреждения Образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (тема лаборатории «Психология профессионально-личностного самосовершенствования учителя на этапах вузовского и послевузовского образования»)
Приглашаем Вас, уважаемые студенты факультета психологии, продолжать славные традиции белорусской психологической науки. Приглашаем Вас, уважаемые студенты факультета психологии, продолжать славные традиции белорусской психологической науки.