Классный руководитель в школе. Классный руководитель в школе. Функции классного руководителя. Все педагогические работники школы выполняют воспитательные функции. Классный руководитель ( КР ) - непосредственный и основной организатор учебно - воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. КР имеет следующие функции : воспитательная - педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом ; организационно - административная - руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов ; координирующая - установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.
Функции классного руководителя. Функции классного руководителя. К функциональным обязанностям КР относятся : всестороннее изучение и воспитание учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решении проблем их учебного и профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей, взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.
Работа классного руководителя в школе для любого учителя, по существу, вторая специальность, область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений, качеств. Институт классных руководителей введен в нашей стране в 1934 году. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности учащихся и целенаправленного их воспитания необходим классный руководитель. В настоящее время в школах России институт классных руководителей подвергается реформированию. Так в ряде школ были введены должности освобожденных классных руководителей на один или несколько классов.
Цикл воспитательной работы классного руководителя. Цикл воспитательной работы классного руководителя представляет собой некоторый комплекс, набор следующих действий, этапов работы. 1. Изучение учащихся и коллектива класса : получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных ( семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности ). 2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.
Цикл воспитательной работы классного руководителя. 3. Планирование воспитательной работы - составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению. 4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом : проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр. 5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросники и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя как воспитателя.
Цикл воспитательной работы классного руководителя. Этот цикл, от диагностики до оценки результатов, характерен для управления в социальных системах ( с участием человека ), какой и является система воспитания, и может быть сведен к четырем этапам : диагностика ; планирование ; реализация плана ; анализ результатов. коррекция К сожалению на практике учителя, воспитатели слабо рефлектируют свою работу, проводя ее формально, сводя к мероприятиям, не всегда хорошо зная учащихся, не осознавая целей, содержания, средств, не планируя результатов. Поэтому воспитание учащихся происходит как бы непреднамеренно, случайно и, значит, малоэффективно. Чтобы было иначе, надо осознать технологический цикл работы с классом и технологию работы с отдельными учениками, изучить его в деталях и овладеть им на практике.
Диагностика в работе классного руководителя. Диагностика в работе классного руководителя. Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания. Она является частью сравнительно нового направления - педагогической диагностики, которая представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. Иначе говоря, с помощью диагностических методик учитель получает данные : о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и / или воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.
Диагностика в работе классного руководителя. Диагностика в работе классного руководителя. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы о том : что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и учащихся, как фиксировать и использовать результаты. На практике учителя это делали на донаучном уровне всегда, но только в 20 веке.
Функции диагностики в работе классного руководителя. Функции диагностики в работе классного руководителя. Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса обучения и воспитания, имеет целью отслеживать результаты воспитания и корректировать его, она важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции : контрольно - корректировочная - состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания ; прогностическая - означает предсказание изменений в развитии учащихся в будущем ; воспитывающая - что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников.
Педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика имеет предметом три области : результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся ; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся ; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности. Последнее сближает ее с психодиагностикой.
Содержание и методы изучения школьников. В технологическом цикле работы классного руководителя предметом его анализа являются главным образом социально - нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают своих детей, " на глазок, без особых методик, но для оптимальной работы требуется все же более профессиональный подход. Содержание диагностики класса можно свести к следующему : демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие познавательные способности и особые ( внимание, память, воображение, мышление ), эмоционально - волевая и потребностно - мотивационная сфера личности, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я - концепция.
Наблюдение. Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности хотят изучать ( одновременно их должно быть немного ). Требуется планировать сроки наблюдения, определить время и способы записи, фиксирования результатов. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях, что ценно. Но этому методу доступны только внешние проявления поведения, по нему нельзя судить о мотивах поступков.
Анкеты и другие опросные методы. Анкеты и другие опросные методы могут давать разные данные о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые ( свободный ответ формулирует ученик ) и закрытые ( нужно выбрать среди предложенных ответов ). Составление анкеты - непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые учитель хочет получить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много, и пр. Анкета позволяет собрать быстро и много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
Беседа, более гибкий способ опроса. Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Лучше ставить непрямые вопросы и конкретные, на которые можно получить развернутые ответы, надо создать доверительную обстановку и т. д.
Анализ документов, творческих работ учеников, социометрия. Анализ документов, творческих работ учеников, социометрия. Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов ( библиотечный формуляр ), творческих работ учеников ( сочинения ). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств.
Психодиагностический метод. В психологической диагностике широкое распространение получил психодиагностический метод, представленный тремя типами методик ( тестов ). Их особенностью является направленность на измерение качеств личности, которое возможно благодаря стандартизации инструмента измерения, в свою очередь основанной на понятии нормы. Тесты должны также соответствовать требованиям надежности и валидности. Итак, тест - стандартизованное испытание, прибор, измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. В одной группе тестов диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности. Здесь есть тесты интеллекта и личности, тесты специальных способностей и тесты достижений. В другой группе - диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики.
Психодиагностический метод. Данные получаются на основе анализа взаимодействия испытуемого с материалом, в котором он себя проецирует, обнаруживает особенности своего восприятия, поведения. Тесты первых двух групп создаются специалистами и используются как правило психологами. Некоторые проективные методики ( третья группа ) может использовать классный руководитель. Слово тест в точном смысле не подходит к третьей группе тестов - проективным методикам, поскольку они не ориентированы на норму и не дают количественных данных. Некоторые из них может использовать классный руководитель. К ним надо отнести : методику незаконченного предложения, рассказа, истории ; истолкование какого - либо события, ситуации ; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
Закончи несколькими фразами : Наступило воскресенье, и вся семья, как обычно, занялась... ( Ученик обычно пишет то, как бывает в его семье ). Разыграйте сцену : Ребенок пришел из школы, мама дает ему обед и спрашивает... Принцип проекции личности в ситуации используется и в косвенных вопросах анкет и опросниках, например : За последнюю неделю меня порадовало... Мне всегда интересно, когда на уроке
Организация диагностики, оформление и использование результатов. Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически. Подготовленный классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом школы, если такой есть. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Следовательно, может быть составлена программа изучения школьников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учеников и всего класса, различные по форме. Традиционная для отечественной школы текстовая характеристика класса в недавнем прошлом была исключительно формальной, малоинформативной и не требовала диагностики. В личном деле ученика нет иных сведений, кроме успеваемости.
Диагностическая карта класса. Разработана диагностическая карта класса, имеющая следующие особенности. Она построена в виде двухмерной таблицы, в которую на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике заносятся в сокращенном и / или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа : по горизонтали - все об одном ученике, по вертикали - состояние класса по одному параметру. В ней отражены данные : демографические, медицинские, психологические, педагогические.
Диагностическая карта класса. Получение данных требует комплекса диагностических методов, это : разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания.
Педагогические задачи классного руководителя. Педагогические задачи классного руководителя. Итогом этапа диагностики в работе классного руководителя является оценка состояния воспитанности учеников и формулировка проблем в их дальнейшем развитии. Классный руководитель должен уметь выделить приоритетные задачи воспитания учеников класса на определенный период на основе данных диагностики и других источников. При этом проблему здесь надо понимать как недостаток в развитии, воспитании школьников, а задачу как описание желаемого состояния, качественного изменения, новообразования в личности учащегося или группы ( в педагогике это называется собственно педагогическая задача ).
При формирование навыков межличностного взаимодействия. Например, формирование навыков межличностного взаимодействия. Технология воспитания требует : чтобы задача была раскрыта инструментально, диагностично, описывая поведение ученика. В данном случае это будет примерно так : ученик знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т. д.
Диагностическая карта класса. Диагностическая карта класса помогает обнаруживать проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму : 1. Выявить типичные характеристики, показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их по соответствию нравственным и другим нормам. 2. Обнаружить связь между разными параметрами для понимания причин отклонения. Например, связь между мотивами учения и успеваемостью. 3. Сформулировать собственно педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважение к себе и другим ; формировать интерес к познавательной работе, учению. Формулировать задачи можно и на основе общих целей и содержания воспитания, конкретизируя их, принимая во внимание данные диагностики, ведомственные документы, методические рекомендации.
Планирование работы классного руководителя. Обозначив конкретные проблемы - задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы : это перечень задач и дел с группой и / или отдельными учениками, с учителями класса, родителями на определенный период времени ( от четверти до года ). Планирование - процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения. Проблема планирования воспитания состоит в том, что часто планы носят исключительно формальный характер : набор дел не отвечает решению подлинных проблем в воспитании и развитии школьников, зависит от случайных событий, не реализует никаких целей и программ.
Планирование работы классного руководителя. План должен отражать программу воспитания школьников, принятую в школе или стране, однако в настоящее время единой программы воспитания нет. Школы составляют свои программы, на основе которых учителя делают свои планы. Программа от плана отличается тем, что в ней определяются общие для всех школьников цели и содержание воспитания. Состав и структура плана непосредственно связаны с содержанием воспитательного процесса в школе, которое ( содержание ) определяется сегодня в педагогике с несколько различных позиций, впрочем, имеющих много общего.
Планирование работы классного руководителя. Первый подход, свойственный отечественной школе, раскрывает содержание воспитания по направлениям : умственное, гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание.
Планирование работы классного руководителя. Второй подход предполагает формирование базовой культуры личности, раскрытие которой обнаруживает связь с первым подходом ( О. Газман ) : культура интеллектуальная, нравственная, политическая, правовая, экономическая, художественная, физическая, семейных отношений, общения.
Планирование работы классного руководителя. Третий подход к определению содержания и программ воспитания кладет в основу формирование ценностных отношений личности ( Н. Е. Щуркова ) : отношение к человеку, обществу, природе, труду, Познанию.
Планирование работы классного руководителя. Состав и структуру плана может определять педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя : демографическая и психолого - педагогическая характеристика класса ; план - сетка на полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела с классом ; - работа с учителями и родителями ; индивидуальная работа с трудными учениками. Требования к плану, которые служат и критериями его оценки, таковы : соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам ; соответствие возрастному уровню и интересам детей ; адекватность и разнообразие методов и форм работы ; посильность выполнения для педагога и детей.
Планирование работы классного руководителя. Чтобы избегать перегрузки и нереалистичности выполнения плана, рекомендуется избирать на период приоритетное направление работы. При составлении плана педагог использует такие источники : данные диагностики документы и рекомендации органов образования, план школы, желания учеников, учителей, родителей, текущие и перспективные события в стране, городе. Рекомендуется привлекать учеников к составлению плана, помня, правда, о том, что для них это не план воспитательной работы, а планирование их собственной жизни. Учитель должен идти навстречу и вместе с тем помнить о своих задачах, обеспечивать рост, развитие учеников.
Организация воспитательной работы с классом. Организация воспитательной работы с классом. Виды деятельности учащихся и формы работы с классом. Классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая для них является их естественной жизнью, а для педагога называется развивающей, воспитывающей деятельностью. Выделяют определенные виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно : познавательная деятельность, ценностно - ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Так, познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсия, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, лектории и т. д. Виды деятельности учащихся и формы работы с классом. Классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая для них является их естественной жизнью, а для педагога называется развивающей, воспитывающей деятельностью. Выделяют определенные виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно : познавательная деятельность, ценностно - ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая.
Организация воспитательной работы с классом. Познавательная деятельность служит : развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсия, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, лектории. Ценностно - ориентационная деятельность - это по существу не деятельность, а психологический процесс : формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями.
Организация воспитательной работы с классом. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности : беседы по социально - нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, во всех других формах и видах деятельности происходит усвоение школьниками социальных ценностей.
Организация воспитательной работы с классом. Общественная деятельность предполагает : участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах,: как уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера, праздники.
Организация воспитательной работы с классом. Эстетическая деятельность развивает : художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в таких формах : инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театра.
Организация воспитательной работы с классом. Досуговая деятельность обозначает : содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель должен помнить о своих функциях воспитывающего взрослого, не стороннего наблюдателя. Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах : игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки.
Организация воспитательной работы с классом. Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации формы работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией ( вспомним метод убеждения ). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое - либо дело с детьми.
Коллективная творческая деятельность. Коллективная творческая деятельность. В методической литературе можно найти указания, как проводить различные формы работы, можно видеть сценарии многих дел. Здесь выделим три модели, методики проведения воспитательных дел с учениками. Согласно первой, учитель готовит материал, выступает, ведет - это, например, беседа, дискуссия, сообщение о чем - либо на классном часе. Хорошее слово авторитетного учителя может обладать большой силой. Вторая модель предполагает привлечение учеников из актива, органов самоуправления, родителей, других участников для проведения, скажем, праздника, однодневного похода и пр.
Коллективная творческая деятельность. Коллективная творческая деятельность. Привлечение учеников и всех других выражается в том, что под руководством педагога они принимают посильное участие в подготовке и проведении дела. Здесь используется принцип активизации, вовлечения учеников в деятельность. Еще более этот принцип и основной закон воспитания определяет третью модель организации воспитательного мероприятия, которую называют методикой организации коллективного творческого дела.
Немного истории. Эта методика возникла в 60- е годы в работе ленинградских педагогов во главе с И. П. Ивановым, обучавших пионерские и комсомольские активы школ. Иванов И. П. и его коллеги возродили и обновили систему организации воспитывающей деятельности А. Макаренко, для которой характерно следующее : взаимодействие разных микроколлективов, сменные и дежурные командиры, система распределения дел на день и более длинные сроки, собрания групп с обсуждением дел, планов, поступков, способы оформления детской жизни строем, формой, игрой, традициями. Методика стала применяться в пионерских и молодежных лагерях, школах, интернатах и нашла оформление в педагогической литературе.
Коллективная творческая деятельность. Коллективная творческая деятельность. Ее главные принципы таковы : воспитывать в совместной обогащающей деятельности детей и взрослых, максимально вовлекая детей в самостоятельную деятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел ; обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведет к развитию умений, характера, способностей школьника.
Коллективная творческая деятельность. Коллективная творческая деятельность. Организация дел класса и школы, в которых участвует много народу ( турслет, праздник, поход, фестиваль ) и которые собственно и называются коллективной творческой деятельностью, строится по этапам. 1. C оздание Совета дела ( или Временной инициативной группы ), задача которого организовать все дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создается только на данное мероприятие, после которого распадется, что обеспечивает смену ролей. 2. Разработка сценария дела. Ее осуществляет Совет дела, для чего можно использовать метод мозговой атаки. Задача педагога на этом этапе - разбудить фантазию, инициировать творчество. " Все творчески - иначе зачем ?" - лозунг авторов методики.
Коллективная творческая деятельность. Коллективная творческая деятельность. 3. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Задача, во - первых, все предусмотреть и приготовить, а во - вторых, вовлечь 4. Рабочая подготовка дела. На этом этапе взрослые могут помогать детям что - то узнать, научиться, тем самым способствуют их развитию и воспитанию. 5. Непосредственно проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, место и роль каждого в общей работе. Это возвышает, обогащает внутренне. всех. 6. Заключительное заседание Совета дела, на котором говорят о том, что получилось, что не получилось и почему. Анализ позволяет учиться на опыте, отмечать рост, развитие детей. К другому делу создается другой Совет дела и различные группы в ходе подготовки.
Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие обеспечивается в такой модели организации групповой творческой деятельности вовлечением всех в постоянную и разнообразную работу. Модель работает при определенных условиях. 1. Необходима нравственная и психологическая атмосфера, которую характеризует вера в возможности детей, вера в положительные ценности, идеалы, скажем, в добро, в возможность сделать свою жизнь лучше Необходимо наличие педагога - лидера, что называется, личности, а также его помощников, единомышленников, актива. 3. Вместе они могут работать по " принципу бутерброда ": взять группу учеников, которых надо научить жить содержательной, развивающей жизнью.
Задания на усвоение и проверку. 1. Дайте характеристику понятия классный руководитель, назовите функции классного руководителя. 2. Раскройте технологический цикл работы классного руководителя : диагностика …, планирование … 3. Назовите задачи диагностики класса, её содержание и методы. 4. Назовите виды деятельности школьников и формы работы с ними. 5. Опишите методику коллективной творческой деятельности.