ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИКУМА «Я – первокурсник» Авторский коллектив: ГБОУ СПО (ССУЗ) «ВАТТ- ККК» Вершинина А.Н Такабаева А.Б.
Цель программы Создание экзистенциально-гуманистической среды и формирование социально- психологической устойчивости обучающихся первого курса к новым учебно-воспитательным условиям традиционными и инновационными средствами педагогики для сохранения контингента и обеспечения качества обучения студентов техникума
Задачи программы 1. Оценка уровня социализации обучающихся первого курса. 2. Формирование позитивных учебных мотивов. 3. Установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе. 4. Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время. 5. Анализ эффективности реализации программы.
Направление социализации Социализация обучающихся первого курса Ценностно-ориентационное
Ожидаемые результаты положительная мотивация к учебе, активное участие в жизни коллектива, внимательное отношение к преподавателям, сверстникам, самостоятельность в принятии решений, занять благоприятное статусное положение в группе, умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Условия реализации программы Материальное обеспечение: Помещение для занятий; Техническое оснащение (мультимедийная техника); Доска, мел, канцелярские товары. Кадровое обеспечение программы: Ведущий специалист программы – педагог- психолог. Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
Сроки и этапы реализации проекта Сроки реализации Задачи I этап – констатирующий (сентябрь, октябрь) Оценить соматический, психологический и социальный статус обучающихся первого курса, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме; Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно- воспитательную среду.
Сроки и этапы реализации проекта Сроки реализации Задачи II этап - формирующий (ноябрь, декабрь) Выявить основные проблемы адаптации обучающихся к новым образовательным условиям и указать пути их решения; Определить способы устранения имеющихся противоречий; Внести коррективы в организации учебно-воспитательного процесса.
Сроки и этапы реализации проекта Сроки реализации Задачи III этап - результативный (январь, июнь) Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе; Организовать коррекционно-просветительскую работу с обучающимися для формирования сплоченных коллективов и помощи дезадаптированным обучающимся; Проводить консультации и просвещение родителей обучающихся, неадаптировавшихся к работе в новой среде.
План мероприятий социализации обучающихся первого года обучения I.Аналитико-диагностическое направление Аналитико-диагностическое направление II.Взаимодействие с педагогами, родителями Взаимодействие с педагогами, родителями III.Мероприятия по адаптации обучающихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии Мероприятия по адаптации обучающихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии IV.Социально-психологическое сопровождение обучающихся Социально-психологическое сопровождение обучающихся V.Контроль за реализацией программы адаптации первокурсников техникума Контроль за реализацией программы адаптации первокурсников техникума
Спасибо за внимание!
I. Аналитико-диагностическое направление Содержание работы Сроки Ответственн ые 1. Знакомство с личными делами вновь поступивших обучающихся, изучение медико-педагогических особенностей детей-сирот. Выявление детей с ослабленным здоровьем. 2. Анкетирование. Диагностика учебной, социально- психологической адаптации: определение уровня мотивации к обучение; выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков; определение степени установки на ЗОЖ. Сентябрь Декабрь– январь Май-июнь Психолог Классные руководители
II. Взаимодействие с педагогами, родителями Содержание работы Сроки Ответственн ые 1. Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации обучающихся к новым условиям обучения. 2. Индивидуальные и групповые консультации преподавателей, классных руководителей по результатам диагностирования процессов адаптации обучающихся к обучению в новых условиях с методическими рекомендациями. 3. Родительские собрания (групповые, общетехникумовские). В течение года Психолог Классные руководители Заместитель директора по УВР
III. Мероприятия по адаптации обучающихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии Содержание работы Сроки Ответственн ые 1. Ознакомление с правилами и нормами проживания в общежитии. 2. Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии. Сентябрь- октябрь В течение года Классные руководители Воспитатель общежития Комендант Социальный педагог Психолог
IV.Социально-психологическое сопровождение обучающихся Содержание работы Сроки Ответственны е 1. Психолого-педагогическая поддержка первокурсников на этапе адаптации. 2. Проведение занятий по программам «Психология общения», «Я – личность», «Путь к успеху», «Основы психологии здоровья». В течение года Психолог
Содержание работы Сроки Ответственные Посещение внеклассных мероприятий, уроков т/о и п/о Наблюдение Диагностика уровня социализации с помощью различных методик В течение года Администраци я Заместитель директора по УВР