Познай себя. Сделай правильный выбор. Автор: Куулар Долума МБОУ гимназии 9 г. Кызыла Руководитель: Н.В.Монгуш учитель географии
Худший путь, какой только можно выбрать, - это не выбирать никакого пути. К. Теппервайн Основная школа 9 класс Учебно- производственные комбинаты Старшая школа кл. – профильные классы Ссузы (техникумы, лицеи, колледжи) Начальное профессиональное образование (курсы, училища, ПУ, лицеи) Трудовая деятельность – допрофессиональная подготовка Высшие учебные заведения - факультеты Ссузы на базе 11 кл.- отделения Трудовая деятельность - специальность Вечерние, заочные школы, сузы Научная деятельность Трудовая деятельность - профессия Повышение квалификации
Но выбор профессии – это не всё, что вам придётся выбирать, в чём самоопределяться. вузы Трудовая деятельность - профессия Научная деятельность Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека.
Трудовая деятельность – специальность Школа Ссузы -техникумы, лицеи, колледжи.
- ЖИЗНЕННАЯ (КАК ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ); - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (КЕМ БЫТЬ); - ЛИЧНОСТНАЯ (КАКИМ БЫТЬ, С КЕМ БЫТЬ); - ДУХОВНАЯ (ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ, ВО ЧТО ВЕРИТЬ). Главные сферы самоопределения:
Личностное самоопределение Познавая мир и себя в нем, подросток, юноша, девушка неизбежно сталкивается с вопросами: «Кто же я сам в этом мире?», «Каково мое место в нем?», «Как относится ко мне мир?», «Как я сам отношусь к миру?». Ответ на эти вопросы и составляет существо процесса определения себя в мире. Этот процесс протекает под большим влиянием тех ценностных ориентаций, которые сложились у человека к ранней юности. С другой стороны, определение себя в мире само оказывает важнейшее воздействие на эти ориентации, на складывающееся мировоззрение.
Модель выпускника школы
Почему так важен правильный выбор профессии? От профессии зависит благополучие, удовлетворенность, здоровье, самоуважение, позитивный взгляд на себя и на мир.
Выбор профессии в соответствии с классификацией Е.А. Климова ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (тип профессий, качественно отличающийся необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой). ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (тип, объединяющий профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных); ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами); ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (тип, включающий в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники); ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (тип содержит профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу). ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Тест «Выбираем профессию»
Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах Успешный был конец. И.Крылов
Г.К.СЕЛЕВКО, О.Ю.СОЛОВЬЁВА. НАЙДИ СВОЙ ПУТЬ. МОСКВА., АРСЕНАЛ ОБРАЗОВАНИЯ, 2007 ГОД Использованные ресурсы и литература:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !