Самооценивание как фактор субъективизации образовательного процесса Горнак Анна Александровна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ 21 г. Кунгура
Оценивание Судья Баллы Почему у меня «3»?
Самооценивание Помощник Баллы оценю свою деятельность сам отмечу пробелы в своих знаниях найду выход из затруднения решу поставленную задачу».
Постановка задачи Сличение с эталоном, обнаружение отклонений Определение промежуточных целей Корректировка деятельности Осознание качества и уровня усвоения
Самооценивание – продолжающийся процесс 1 класс простое 11 класс сложное Оценочные техники Обратная связь Коммуникационные механизмы
Технология оценивания I.Совместная выработка порядка оценивания Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу Как лучше, чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие? С чего начнем оценивать свою работу? Что сделаем после этого? По итогам в виде опорного сигнала оформляется алгоритм самооценки 1)В чем заключалось задание? 2)Удалось получить результат? 3)Полностью правильно или с ошибкой? 4)Полностью самостоятельно или с помощью? (далее – кроме 1-го класса) 5) По каким признакам мы различаем отметки? 6) Какую сам выставляешь себе отметку?
II. Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного, изучение нового) для использования алгоритма самооценивания Выбрать простое задание, после предъявления решения которого одним из учеников ему будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценивания (опорный сигнал).
III. Действия при выработке у учеников умения самооценки Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика После предъявления решения задания учеником предложить ученику самому оценить результат своей работы. Необходима помощь учителя. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.
Самооценка тезисов Тезисы – краткое изложение основной информации. Рекомендации по составлению тезисов: - изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; - в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы; - не приводите факты и примеры; - сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность; - по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника (не исказился ли смысл?), затем перепишите и пронумеруйте.
«Карта самооценки (оценивания) тезисов» Тезисы – краткое изложение основной информации Карта для учащихся 5-х классов Соблюдение формальных требований (заголовок, деление на абзацы, грамотность) Карта с первой колонкой таблицы используется для оценивания работ других учащихся, без первой колонки – для самооценивания. Оценивание производится по 3 бальной шкале, в соответствии с выполненными требованиями. Сохранение авторского языка Использование терминологии Время написания (определенное количество минут)
Самооценка проектной деятельности Проект – реалистический замысел желаемого результата. п/п Аспект оценки Объект оценивания 1Продукт Изделие, спектакль, стенд и т.д. 2Процесс (работа по выполнению проекта) Защита проекта, пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) 3Оформление проекта Пояснительная записка Видеоряд 4Защита проекта Процесс защиты проекта Поведение учащегося-докладчика
«Карта самоотчет по проекту»
баллы Я не выдвигаю идеи, больше слушаю Я выдвигаю идеи, но не могу подкрепить примерами Я формулирую идеи, но не знаю для чего Я выдвигаю идеи, аргументируя примерами, четко ставлю цели 2. Я не заявляю свою точку зрения по теме Я пытаюсь изложить точку зрения по теме, но делаю это неправильно Я заявляю свою точку зрения по теме Я занимаю четкую позицию по спорному вопросу, могу доказать верность своих убеждений 3. Я не цитирую источники Я пытаюсь цитировать источники, но делаю это неправильно Я правильно цитирую источники и делаю только мелкие ошибки Я правильно цитирую источники, знаю где можно найти подтверждение своих слов
баллы Я не замечаю ошибок в рассуждениях Других. Я могу заметить ошибки в рассуждениях других, но не могу объяснить почему. Я могу заметить ошибки в рассуждениях других, но моя аргументация ошибочна. Я могу объяснить, почему противоположная точка зрения ошибочна применяя аргументы. 5. Я не участвую в работе группы. Я участвую в работе группы, когда мне дают задание. Я активно работаю, помогаю другим. Я активно работаю, помогаю другим. Можно сказать, что я руководитель группы. 6. Нет ни одного ресурса группы созданного при моем участии Мои идеи использовали при создании ресурса группы Я участвовал в создании ресурса группы Я лично создал один (несколько) ресурсов нашей группы
баллы Я не участвую в защите проекта своей группы Я помогаю подготовить защиту проекта группы Я активно участвую в защите проекта группы Я вдохновитель и организатор защиты проекта своей группы баллов – молодец, так держать! 23 – 25 баллов – есть резерв, догоняй! 16 – 22 баллов – отстаешь, надо поработать! 7 – 15 баллов – будь активнее, включайся в работу.
Самооценка готовности к контрольной работе «Карта самооценки при подготовке к контрольной работе» «Мир в начале Нового времени» 7 класс.
Работа с картой самооценки позволяет учащимся: – объективно оценить свои знания, так как внешняя оценка со стороны учителя за данный вид деятельности отсутствует; – четко структурировать изучаемые вопросы; – найти проблемные моменты и пути решения данной проблемы.
Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций: Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше. Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников. Используйте оценивание, чтобы получать информацию об обучении и преподавании. Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели. Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
Литература М.А. Пинская «Формирующее оценивание: оценивание в классе», Москва «Логос», 2010 г. И.С. Фишман, Г.Б. Голуб «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся», «Учебная литература», 2007 г. «Контроль и оценка в учебной деятельности», Москва 2003 г.