Подготовили: Студенты ДНФ-302 Института МЭСИ Калинина Ирина Гусева Анастасия Малахова Екатерина Финогенов Артем Научный руководитель: Фомина Антонина Сергеевна
Исследование мемуаров московских купцов привело нас к выводу, что в среде предпринимателей можно выделить два основных типа: 1) хозяин, как правило, выходец из купеческой среды, являвшийся носителем деловых традиций на протяжении второй половины XIX века. Наряду с сохранением прежней системы ценностей (традиционный хозяин) наблюдается процесс её трансформации, появляется подтип модернизированного хозяина. 2) делец.
Третьяковы были одной из старейших купеческих фамилий, впервые упоминавшийся в середине XVII в. в Малом Ярославце.
Семейство Бахрушиных в купеческой Москве было одним из самых уважаемых. Они прославились не только, как крупные промышленники, но и как благотворители, меценаты и коллекционеры.
Род Мамонтовых занимал видное место в московском купеческом мире, а его представители породнились (что являлось одной из форм общественного признания) со многими старинными и влиятельнейшими фамилиями.
Третьяковы основали в 1866 г. в Костроме Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры (НКЛМ). Льняное производство Третьяковых было самым крупным для своего времени и создавалось на отечественные капиталы.
Третьяков следил за тем, чтобы рабочий день был нормированным, выплачивалось достойное жалование рабочим. Немалую часть от доходов московский предприниматель направлял на развитие социальной сферы. В связи с этим были построены школа, ясли, родильный дом, больница, а также дом для престарелых. Подобные вложения оправдали себя высокой производительностью труда рабочих. Промышленное и торговое дело Третьяковых росло и расширялось.
Мужчинам – руб.; Женщинам – руб.; Подросткам – 4 – 12 руб. Потребительское общество при мануфактуре было создано в момент возможной утечки рабочей силы. Все это привлекало рабочих, что способствовало расширению производства. Если в 1866 году при открытии было занято 748 человек, то в 1882 году – 1800 человек, а к 1912 на фабрике было занято около 6000 человек. Месячная плата рабочим составляла:
Очень быстро разбогатели Бахрушины за счет Русско - Турецкой войны ( г.г.) и Первой империалистической ( г.г.), так как они поставляли кожу и сукно военному ведомству. В 1851 году Бахрушины получили звание Потомственных Почетных граждан. На 1 октября 1862 года капитал Бахрушиных составил 1 млн.200 тысяч рублей.
Общероссийскую известность как предприниматель Савва Иванович получил с постройкой Донецкой каменноугольной железной дороги, связавшей Донбасс с Мариупольским портом. К началу своей донбасской деятельности Савва Мамонтов был прекрасно известен во всей необъятной России как транспортный магнат и обладатель прочных полезных тяг в высоких правительственных кабинетах империи.
По сведениям Московской городской думы, вклад братьев Третьяковых в благотворительные и культурные проекты составил более руб. сер. или более руб.
Впервые Алексей Александрович Бахрушин показал свою коллекцию друзьям 11 июня 1894 г. 30 октября того же года Бахрушин организовал в родительском доме в Кожевниках выставку для всех желающих. Этот день он считал официальной датой основания своего музея. О коллекции узнали, заговорили. Это вызвало поток новых поступлений.
С искренним удивлением Станиславский вспоминал, что Мамонтов в одно и то же время руководил постановкой домашнего спектакля, писал пьесу, «шутил с молодежью, диктовал деловые бумаги и телеграммы по своим сложным железнодорожным делам, которых он был инициатор и руководитель».
Я менее, чем когда- нибудь, желал бы бросать деньги и даже не должен этого делать, мне деньги достаются большим трудом, часто физическим, но более нравственным и, может быть, я не в силах буду долго продолжать торговые дела, а раз кончивши их… я не в состоянии буду тратить на картины ничего
«Ах! Если бы собрать все деньги, которые я в свое время истратил на обеды, ужины и прочие глупости, сколько бы я мог на них приобрести замечательных вещей для музея.
Думают, что я богат, – говорил он К. Коровину, – я был богат, правда, но я все отдал и шел, думая, что деньги для жизни народа, а не жизнь ради денег.
Для П.М. Третьякова, А.А. Бахрушина, С.И. Мамонтова дело являлось не целью жизни, а средством для культурных начинаний. Искреннее увлечение культурой, осознание себя проводниками, хранителями искусства для России, для народа двигало данными буржуа в их собирательстве. Увлечение искусством, театром приводило к отрыву от предпринимательской среды и переходу к интеллигенции.