Воспитание как категория православной и светской педагогики
Воспитание специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее освящение и преобразование личности воспитанника, ее обожение, освобождение от пороков
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СЕКУЛЯРИЗОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ИЛИ ИХ ВСЕ-ТАКИ СВЯЗЫВАЮТ КАКИЕ-ЛИБО ОТНОШЕНИЯ?
Дивногорцева С.Ю.
Целью воспитания в православной педагогике является подготовка ребенка к вечной жизни, «к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой» [4, с. 40]. В этом одна сторона воспитания. Но не менее важной является и вторая сторона это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести жизнь вечную, но дает возможность и потерять ее. «Как будет пройдена эта жизнь так она отзовется в вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является только ступенью в вечность» [4, с. 40]. Таким образом, обе цели (воспитание для вечной жизни и воспитание для земной жизни) должны правильно сочетаться и образовывать единую, целостную цель воспитания.
Следовательно, принципиальная разница православной и секуляризованной педагогики не в противоположности целей, а в целевой недостаточности последней, в отсутствии у нее цели «высшего уровня», которая, являясь иерархически главной, «снимает» цель «первого уровня» воспитание для земной жизни С.Ю. Дивногорцева
ВОСПИТАНИЕ НЕРЕДКО ОКАЗЫВАЕТСЯ БЕСПЛОДНЫМ. В ЧЕМ ПРИЧИНА ЭТОГО?
процесс воспитания c точки зрения православного педагогического мышления немыслим без процесса воцерковления личности, причем последнее не следует понимать лишь как процесс получения религиозного образования. Воцерковить это значит научить жить и мыслить по- христиански, не исправлять и формировать личность, а освящать и преображать ее.
Воспитание Воспитание как создание условий для духовно- нравственного становления человека Протоирей Евгений Шестун
Достижение поставленной цели – воспитание христианина – не является чисто педагогической задачей и есть "частное раскрытие (в отношении детей и подростков) дела Церкви на земле« Момент вдохновения не подвластен одной только воле человека, а находится в ведении Божием. Это не означает, что педагогические усилия излишни, но прогнозирование результатов воспитания, использование педагогических методов к духовной жизни как таковой не представляются возможными, так как духовная жизнь не всецело зависит от нас. Отсутствие прямой причинной связи между педагогическими воздействиями и результатом воспитательной деятельности возвышает православную педагогику до уровня бескорыстного, жертвенного служения.
Что такое восхождение к свободе как цель воспитания?
Для размышления Вне развития свободы воспитание превращается в дрессировку. Развивая свободу, мы углубляем право выбора, в том числе и возможность ухода в сторону зла. Учитывая склонность искаженной человеческой природы ко греху, в реальной жизни очень трудно отстоять добро и легко поддаться искушениям. Поэтому человек переживает свободу как бремя, которое больше смущает и тяготит, чем радует. Если свобода не связана с устремленностью к Божественному бытию, разговоры о свободе есть только рассуждения, не имеющие отношения к реальной жизни
Для размышления "Свобода, – пишет архимандрит Платон (Игумнов), –это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом. Бог дает человеку свободу в его собственность как некий источник, владея которым человек способен творчески себя раскрыть, проявить и осуществить. Хотя все в мире подчинено закону необходимости, человек благодаря свободе не подчинен ему окончательно. Он виновник своего становления, так как обладает свободой. В его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния».
Духовно-нравственное воспитание педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию
Как трактуются понятия? Усвоение? Сделать свойственным, привычным для себя. Поняв, запомнить как следует. Поглотив, переработать в себе [С. Ожегов] Принятие? согласиться с чем- нибудь, отнестись к чему-нибудь положительно [С. Ожегов], брать во внимание, слушать, верить, признать [В.И. Даль].
Выбор детьми поступка как показатель принятия (непринятия) ценности
Духовно-нравственное воспитание педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию
Базовые национальные ценности основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях
20 Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество
Взгляды на сущность патриотизма Патриотизм – это прежде всего осознание русской земли как своей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние, осознание себя в ряду поколений, населявших эту землю., чувство ответственности за прямое наследование хозяйствования на землю, готовность простить (не осудить) ошибки отцам и дедам и стремления искупить их своей жизнью (это можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом) Протоирей Борис Ничипоров чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями, стремление сделать Россию крепче, а ее граждан богаче и счастливее. Патриотизм это источник силы народа (любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей малой родине, служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Духовное и нравственное воспитание Духовное воспитание - это воспитание помыслов, а нравственное – поступков Задача воспитателя не только в том, чтобы воспитанник не делал дурного и наоборот - делал только доброе, но и в том, чтобы ему это не приходило в голову. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Они связаны между собой. И связаны иерархически: духовное определяет нравственное
Принципы духовно-нравственного воспитания
Принципы воспитания – это наиболее общие правила, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и к организации воспитательного процесса Православная педагогика Христоцентричность; воцерковление; целенаправленное и иерархичное развитие личности; сообразность с природой воспитанника; опора на антропологическое представление о человеке как об образе и подобии Божием; индивидуальный подход; приоритет воспитания над обучением; общественная направленность воспитания; согласованность педагогического влияния Церкви, семьи и школы. послушание. Светская педагогика Центрация воспитания на развитии личности ориентация на идеал культуросообразность воспитания, коллективность воспитания, диалогичность воспитания, Личностный подход, связь воспитания с жизнью, трудом И др.
Принципы воспитания Принцип ориентации на идеал Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Принцип Христоцентричности - принцип уподобления Иисусу Христу как высочайшему нравственному идеалу для духовного подражания, ориентируясь на который человек может совершать нравственную работу над собой для того, чтобы образ Божий раскрылся в его душе во всей своей силе и полноте
Принципы воспитания согласованность педагогического влияния Церкви, семьи и школы Данный принцип требует, чтобы все причастные к воспитанию лица действовали сообща, предъявляя воспитаннику согласованные требования. Принцип социально- педагогического партнёрства необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ
Принцип воцерковления Благодать в младенце укрощает и заглушает грех, но он может снова ожить и восстать, если дать ему пищу и свободу. Чтобы этого не произошло, необходимо влиять на жизнь младенца через приобщение его к Церкви и ее благодатным средствам Принцип светского характера образования в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах, Преподавание религиозно- познавательных, религиозных и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений
Принципы христианской педагогики (протоирей Б. Ничипоров) Принцип освоения наследия края в основе настоящего образования всегда должна лежать любовь к Родине, к ее истории, к ее святыням и ее святым. Человек неполноценен, если не испытывает чувства «родного пепелища», если его не созидает «любовь к отеческим гробам». Такого человека можно только от души пожалеть, столь многого он лишен в жизни Принцип меры нужна «детям не осведомленность, а живой контакт, который может взволновать душу, вдохновить, нужна не просто история». И ни в коем случае родители не должны «превращать опытное знание (ребенка) в мозговой катехизис» Митрополит Сурожский Антоний
образовательный портал (богословие, филология, история, педагогика, искусство, естествознание, дошкольное образование). Главный редактор игумен Августин (Заярный)игумен Августин (Заярный Сайт Людмилы Васильевны Суровой
Сайты - сайт для преподавателей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Кирилло-Мефодиевское просветительское общество Челябинской области – мультимедийные материалы ru – школа 2100http:// ru - Школа России система Л.В. Занкова