ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВЫ, ЛИДЕРСТВО 1. Группы и коллективы 2. Лидерство 3. Стили управления 4. Эффективность руководства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Advertisements

Тема: «Лидерство в менеджменте». 1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Специфика деятельности организатора работы с молодежью 1. Стиль руководства и условия его эффективности. 2. Факторы и условия, определяющие эффективность.
Стиль лидерства ( руководства ) (от греч. stylos – букв. стержень для письма и англ. leader – ведущий руководитель) – типичная для лидера (руководителя)
Руководство, власть, лидерство.. Понятие руководства Руководство – это функция менеджмента, заключающаяся в воздействии на отдельных лиц и на их группы,
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Тема. Власть как регулятор управленческой деятельности 1. Природа и сущность власти 2. Типология власти.
Қ АЗА Қ Ұ ЛТТЫ Қ АГРАРЛЫ Қ УНИВЕРСИТЕТI Конфликты в организациях Орында ғ ан: Қ арлыбай ұ лы С Балы қ шаруашылы ғ ы маманды ғ ынын 1 курс магистранты.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛИДЕРСТВЕ…. План Положение личности в группе.Положение личности в группе. Что такое «лидерство»?Что такое «лидерство»? Лидерские роли,
Личность в системе межличностных отношений. Группа – люди, объединенные по каким-либо общим для них социально- демографическим и психологическим признакам.
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ЕГО ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ. Выполнила: Карюкова Алеся Игоревна. Проверила: Волощенко Елена Геннадьевна.
Групповая дифференциация и лидерство. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ - РАЗДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ НА УЧАСТНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХ РАЗЛИЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Феномен лидерства и руководства Последнее слово – всегда за первым. Леонид С.Сухоруков.
Стили руководства. Типология Левина Курта. Выполнила студентка факультета ПС и СР, СРб -31 Сенюк Анастасия.
Лидерство и стили руководства. Лидерство – это проявление власти, способность влиять на поведение других людей Руководите- ля над подчинён- ными Подчинённых.
1. Психологические основы управленческой деятельности; 2. Особенности межличностного взаимодействия и общения в группе; 3. Стили руководства и лидерства.
Политическое лидерство Это личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических.
Развитие инициативы и самодеятельности учащихся в классном коллективе.
Власть, лидерство и руководство
Транксрипт:

ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВЫ, ЛИДЕРСТВО 1. Группы и коллективы 2. Лидерство 3. Стили управления 4. Эффективность руководства

1. ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВЫ Группа - совокупность элементов, имеющих нечто общее. Группа условные и реальные большие и малые постоянные и временные

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ : групповые интересы групповые ценности групповые потребности групповые мнения групповые нормы групповые цели

П О ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ РАЗЛИЧАЮТ : группы членства референтные группы Референтные группы быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, совпадать или не совпадать с членством, функции: 1. социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов 2. нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Неорганизованные или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства). Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей). Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: 1. он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, 2. учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

2. ЛИДЕРСТВО руководитель лидер официально, не занимать никакого официального положения руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается "снизу". Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним

Почему человек становится лидером? Согласно концепции "черт", лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры: 1. уверенность в себе 2. острый и гибкий ум 3. компетентность как доскональное знание своего дела 4. сильная воля 5. умение понять особенности психологии людей 6. организаторские способности

Б. Д. Парыгин выделены типы лидеров: в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер) ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер- исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер). лидером группы кто способен привести группу к разрешению групповых ситуациий, проблем, задач, себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: 1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье) 2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.) 3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы.

3. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ Стили управления Авторитарный Демократический Либерально- анархический Непоследовательный Ситуативный

Авторитарный –жесткое единоличное принятие руководителем всех решений жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Достоинства: за счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы Недостатки: высокая вероятность ошибочных решений подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически- стрессовую нагрузку, ! Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуацииях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический – управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем. Достоинства: обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. ! Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический – характеризуется, с одной стороны, "максимумом демократии", а с другой стороны, "минимумом контроля" (все пущено на самотек). Недостатки: 1. низкие результаты работы 2. люди не удовлетворены своей работой, руководителем 3. психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты =>идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный – проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный) Недостатки: низкие результаты работы максимальное количество конфликтов и проблем. Ситуативный - гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Соучаствующий - целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА Вероятностная модель эффективности руководства (Ф. Фидлер) опосредствована степенью контроля руководителя над ситуациией, в которой он действует. Ситуация зависит от параметров: 1. степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными 2. величина власти руководителя 3. структура групповой задачи (четкость поставленной задачи, пути и способы ее решения, наличие множественности решений, возможность проверки их правильности).

В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуацииях можно выделить пять типов: 1. доминирование, утверждение своей позиции любой ценой 2. уступчивость, подчинение, сглаживание конфликтов 3. компромисс, позиционный торг ("Я тебе уступлю, ты – мне") 4. сотрудничество, создание взаимной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обеих сторон 5. избегание конфликта, уход из ситуации ("закрывание глаз, как будто ничего не произошло"). Наиболее эффективным является стиль "сотрудничества".

Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя: формальный авторитет - обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост моральный - зависит от нравственных качеств руководителя функциональный: 1) компетентность руководителя, 2) его деловые качества, 3) его отношение к своей профессиональной деятельности.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ Менеджер – профессионально подготовленный руководитель. Факторы успеха в деятельности менеджера: желание и интерес умение Взаимодействовать гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.

изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности: доминантность – умение влиять на подчиненных уверенность в себе эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость креативность предприимчивость ответственность и надежность в выполнении заданий независимость, самостоятельность в принятии решений гибкость поведения в изменяющихся ситуацииях общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.