ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВЫ, ЛИДЕРСТВО 1. Группы и коллективы 2. Лидерство 3. Стили управления 4. Эффективность руководства
1. ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВЫ Группа - совокупность элементов, имеющих нечто общее. Группа условные и реальные большие и малые постоянные и временные
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ : групповые интересы групповые ценности групповые потребности групповые мнения групповые нормы групповые цели
П О ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ РАЗЛИЧАЮТ : группы членства референтные группы Референтные группы быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, совпадать или не совпадать с членством, функции: 1. социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов 2. нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
Неорганизованные или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства). Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей). Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: 1. он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, 2. учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.
2. ЛИДЕРСТВО руководитель лидер официально, не занимать никакого официального положения руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается "снизу". Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним
Почему человек становится лидером? Согласно концепции "черт", лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры: 1. уверенность в себе 2. острый и гибкий ум 3. компетентность как доскональное знание своего дела 4. сильная воля 5. умение понять особенности психологии людей 6. организаторские способности
Б. Д. Парыгин выделены типы лидеров: в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер) ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер- исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер). лидером группы кто способен привести группу к разрешению групповых ситуациий, проблем, задач, себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер.
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: 1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье) 2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.) 3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы.
3. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ Стили управления Авторитарный Демократический Либерально- анархический Непоследовательный Ситуативный
Авторитарный –жесткое единоличное принятие руководителем всех решений жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Достоинства: за счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы Недостатки: высокая вероятность ошибочных решений подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически- стрессовую нагрузку, ! Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуацииях (аварии, боевые военные действия и т.п.).
Демократический – управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем. Достоинства: обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. ! Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически коммуникативных способностях руководителя.
Либерально-анархический – характеризуется, с одной стороны, "максимумом демократии", а с другой стороны, "минимумом контроля" (все пущено на самотек). Недостатки: 1. низкие результаты работы 2. люди не удовлетворены своей работой, руководителем 3. психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты =>идет расслоение на конфликтующие подгруппы.
Непоследовательный – проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный) Недостатки: низкие результаты работы максимальное количество конфликтов и проблем. Ситуативный - гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Соучаствующий - целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА Вероятностная модель эффективности руководства (Ф. Фидлер) опосредствована степенью контроля руководителя над ситуациией, в которой он действует. Ситуация зависит от параметров: 1. степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными 2. величина власти руководителя 3. структура групповой задачи (четкость поставленной задачи, пути и способы ее решения, наличие множественности решений, возможность проверки их правильности).
В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуацииях можно выделить пять типов: 1. доминирование, утверждение своей позиции любой ценой 2. уступчивость, подчинение, сглаживание конфликтов 3. компромисс, позиционный торг ("Я тебе уступлю, ты – мне") 4. сотрудничество, создание взаимной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обеих сторон 5. избегание конфликта, уход из ситуации ("закрывание глаз, как будто ничего не произошло"). Наиболее эффективным является стиль "сотрудничества".
Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя: формальный авторитет - обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост моральный - зависит от нравственных качеств руководителя функциональный: 1) компетентность руководителя, 2) его деловые качества, 3) его отношение к своей профессиональной деятельности.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ Менеджер – профессионально подготовленный руководитель. Факторы успеха в деятельности менеджера: желание и интерес умение Взаимодействовать гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности: доминантность – умение влиять на подчиненных уверенность в себе эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость креативность предприимчивость ответственность и надежность в выполнении заданий независимость, самостоятельность в принятии решений гибкость поведения в изменяющихся ситуацииях общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.