Управленческие решения IBI Международный Банковский Институт --- НОУ «Международный банковский институт» Санкт-Петербург 2006 М.З.Эпштейн М.З.Эпштейн
Тема 6. Стили принятия решений
Предпосылки модели Врума 1. Каждой ситуации подходит определенный стиль принятия решения. 2. Эффективность решения зависит от того, насколько оно рационально. 3. Выполнение решения связано с согласием подчиненных. 4. При одинаковом качестве лучше тот стиль, который требует меньше времени для принятия решения.
Алгоритм выбора стиля принятия решения Выявлениехарактеристикситуаций Выбраковываниенеприемлемыхстилей Определениеоптимальногостиля Классификация стилей принятия решения Сопоставление «стиль – ситуация» с помощью 7 правил
Стили принятия решений (по Вруму) Авторитарный Кооперативный Коллективистский
Авторитарный стиль принятия решений АIАIАIАI AII Руководитель получает необходимую информацию от подчиненных, а затем принимает решение самостоятельно Руководитель принимает решение самостоятельно на основе имеющейся у него информации
Кооперативный стиль принятия решений СIСIСIСI СII Руководитель обсуждает проблему со своими подчиненными в группе, а затем самостоятельно принимает решение Руководитель обсуждает проблему с подчиненными с глазу на глаз, собирает их идеи и предложения, а затем самостоятельно принимает решение
Коллективистский стиль принятия решений GII Руководитель обсуждает проблему со своими подчиненными группой, выступая в роли «спикера», он готов принять любое решение группы
Классификация проблем / проблемные точки АААА ВВВВ СССС DDDD EEEE FFFF GGGG
Характеристика проблем Характеристика проблемы Контрольный вопрос Важность качества принимаемого решения Являются ли требования к качеству такими, что одни решения будут, возможно, более рациональными, чем другие? А
Характеристика проблем Характеристика проблемы Контрольный вопрос В Степень, до которой руководитель обладает достаточной информацией/опытом, чтобы принять качественное решение самостоятельно Имею ли я достаточно информации для принятия высококачественного решения?
Характеристика проблемы Контрольный вопрос Характеристика проблем Степень структурированности проблемы Является ли проблема структурированной? С
Характеристика проблем Характеристика проблемы Контрольный вопрос D Степень, в которой принятие или согласие подчиненных является решающим фактором для эффективной реализации решения Является ли согласие подчиненных с решением решающим фактором для его эффективной реализации ?
Характеристика проблемы Контрольный вопрос Характеристика проблем Априорная вероятность согласия подчиненных с автократическим решением руководителя Есть ли достаточные основания полагать что, если Вы принимаете решение самостоятельно, то подчиненные будут согласны с ним? Е
Характеристика проблем Характеристика проблемы Контрольный вопрос F Степень, в которой подчиненные мотивированы присоединяться к организационным целям, как это указано в задачах, определенных при постановке проблемы Разделяют ли подчиненные организационные цели, которые следует достичь решая данную проблему ?
Характеристика проблемы Контрольный вопрос Характеристика проблем Степень, в которой подчиненные могут иметь противоречия при принятии предпочитаемого решения Является ли возможным конфликт между подчиненными при принятии предпочтительного решения? G
Правила для выбраковывания стилей принятия решения 1. Правило достаточности информации Правило достаточности информации Правило достаточности информации 2. Правило соответствия целям Правило соответствия целям Правило соответствия целям 3. Правило неструктурированных проблем Правило неструктурированных проблем Правило неструктурированных проблем А. Правила, защищающие качество решения
Правило достаточности информации Качестворешенияважно Руководитель не обладает достаточной информацией или опытом АI исключается
Правило соответствия целям Качестворешенияважно Подчиненные не разделяют Организационных целей, которые должны быть достигнутыми при решении проблемы GII исключается
Правило неструктурированных проблем Качестворешенияважно У руководителя недостаточно информации или опыта Проблеманеструктурирована (неизвестно какая информация нужна и где ее найти) АI, АII, CI исключаются АI, АII, CI - исключаются Требуется широкое взаимодействие с подчиненными AI – неприемлемо, AII и CI – неэффективно
Правила для выбраковывания стилей принятия решения 4. Правило согласия с решением подчиненных Правило согласия с решением подчиненных Правило согласия с решением подчиненных 5. Правило конфликта Правило конфликта Правило конфликта 6. Правило справедливости Правило справедливости Правило справедливости 7. Правило приоритета согласия Правило приоритета согласия Правило приоритета согласия Б. Правила, защищающие приемлемость решения для подчиненных
Правило согласия с решением подчиненных АI и АII исключаются АI и АII - исключаются Согласиеподчиненныхважно Согласие с автократичнымрешениемпроблематично
Правило конфликта Согласиеподчиненныхкритическиважно Подчиненные будут не согласны или разного мнения АI, АII и CI исключаются АI, АII и CI - исключаются
Правило справедливости Согласиеподчиненныхважно Качестворешенияважно Авторитетаруководителя недостаточно для обеспечения согласия с согласия савтократическимрешением АI, АII, CI и CII исключаются АI, АII, CI и CII - исключаются
Правило приоритета согласия Согласиеподчиненныхкритическиважно Авторитетаруководителя недостаточно для обеспечения согласия с согласия савтократическимрешением Подчиненнымможнодоверять АI, АII, CI и CII исключаются АI, АII, CI и CII - исключаются
Типология ситуаций принятия решений по модели Врума 1-АI 2-АI 3-GII 7-CII 6-GII 4-АI 8-CI 5-АI 13-CII 12-GII 11-CII 9-АII 10-АII 14-CII ABEDCFG да нет
Типы проблемных ситуаций и возможные стили принятия решений Типыпроблем Возможные стили принятия решений АIАIАIАI АIАIАIАI АIАIАIАI GII GII АIАIАIАI CI АII GII CII CII CII CII AII, CI, CII, GII AII, CI, CII, GII * CI, CII, GII * CII GII GII * * - стиль допустим, если ответ на вопрос «F» - да