И.Г.Сухин ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИОРИТЕТА РОССИИ В МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ ШАХМАТНОГО ВСЕОБУЧА Всероссийская научно-практическая конференция «Шахматы – учебная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всероссийская научно-практическая конференция «Шахматы – учебная дисциплина для развития интеллекта» Обнинск, 15 июля 2014 г. И. Г. Сухин «Презентация.
Advertisements

Международная научно- практическая конференция «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования» Ханты-Мансийск июня 2013 года.
1 РЕСПУБЛИКА САХА Всероссийская научно-практическая конференция Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными детьми Якутск:
Издано в годах Шахматные книги Игоря Георгиевича Сухина.
Издано в годах Шахматные книги Игоря Георгиевича Сухина.
РЕСПУБЛИКА САХА Всероссийская научно-практическая конференция Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными детьми Якутск: ноября.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» 1994 – 2012 Издатель: учебно-методическое объединение «Духовное возрождение» г. Обнинск Автор: И.Г.Сухин, г. Москва.
И.Г.Сухин «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ) В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» Забайкальский край Агинский Бурятский округ Могойтуйский.
И.Г.Сухин Как работать с поисковой системой Google Scholar.
Шахматный всеобуч МКОУ «Гладышевская основная общеобразовательная школа»
Шахматная доска занятие в кружке «Шахматная школа» Автор: Мелешко Анастасия Николаевна, педагог дополнительного образования Муниципальное общеобразовательное.
2011 – 2012 г.. Проект «Шахматы – школе» Цель: Обучение детей правилам шахматной игры, законам шахматной логики, технике спортивного единоборства. Использование.
Повышение эффективности качества образования на условиях перехода на ФГОС Результаты работы экспериментальной площадки в МБОУ «Дарьевская СОШ»
О федеральных перечнях учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год.
О федеральных перечнях учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год.
О плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на годы 10 сентября 2013 года.
УМК 2 Программы соответствуют Федеральным государственным Учебники соответствуют Федеральным государственным стандартам общего образования для начальной.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Главная идея программы: Школа России создается в России и для России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа.
. Введение курса ОРКСЭ в МБОУ СОШ 16 пос. Красносельского.
Транксрипт:

И.Г.Сухин ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИОРИТЕТА РОССИИ В МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ ШАХМАТНОГО ВСЕОБУЧА Всероссийская научно-практическая конференция «Шахматы – учебная дисциплина для развития интеллекта» Обнинск: 16 июля 2014 г.

Первыми курсами по выбору учащихся в основной сетке уроков начальной школы с 1994 года стали три следующие: Шахматы – детям И.Г. Сухина (чуть позже названный Шахматы – школе), Твоя Вселенная Е.П. Левитана и Введение в народоведение М.Ю. Новицкой.

«Приключения в Шахматной стране» (М.: Педагогика, – 144 с.) Первые книги И.Г.Сухина

«La bolsita magica del ajedrez. El ajedrez para los mas pequenos» – Academia Internacional de Ajedrez Kasparov. Escuela Internacional de Ajedrez Kasparov-Marcote. Associacion de Centros de Ensenanza Internacional Marcote (ACEIMAR). Espana, Vigo, 1992 (Волшебный шахматный мешочек: Шахматы для самых маленьких. Испания, Виго, 1992). Первые книги И.Г.Сухина

НАУЧНАЯ ОСНОВА РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО КУРСА «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» 1) теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий; 2) культурологическая концепция содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина; 3) труды Я.А.Пономарёва о стадиях развития способности действовать в уме.

7 Два подхода к введению шахмат в школьную программу Зарубежный подход: «Шахматы в школе». Российский подход: «Шахматы – школе».

В 1985 году в Шахматной федерации СССР была создана комиссия Шахматы – школе во главе с академиком Б.С.Гершунским. В неё вошли Н.В.Крогиус, М.М.Юдович, А.С.Суэтин, Э.Е.Гуфельд, Б.А.Злотник, А.Н.Костьев, И.Г.Сухин и другие. Б.С.Гершунский в 1985 году озвучил отечественный подход: не «Шахматы в школе», а «Шахматы – школе».

9 Международный гроссмейстер, великий тренер Ю.С.Разуваев: «Просто научить учеников в школе играть в шахматы – это ерунда, а не цель. Пока же, на уроках детей всего лишь учат играть в шахматы, а потом перенаправляют в кружки. Это неправильно. Мы должны достигать значимых для системы образования целей, а это, прежде всего, – развитие способности действовать "в уме"».

Главная цель курса «Шахматы - школе» – поэтапное развитие способности детей действовать «в уме» В 60-е годы ХХ века было установлено, что важнейшая не сводимая к простому накоплению знаний и умений интеллектуальная способность, которая развивается в ходе обучения, – это способность действовать «в уме». Эта способность является одним из важнейших показателей общего развития психики человека, представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности человека оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве). Развитие способности действовать «в уме» важно для всех видов деятельности человека, так как каждый из них требует выполнения операций в определённой последовательности.

Известно, что способность действовать «в уме» необходимо специально развивать, причем её развитие – процесс медленный, предполагающий длительное умственное воспитание детей и завершающийся приблизительно в 12 лет. Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, но в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не формируется. По этой причине способность действовать «в уме» достигает оптимального развития всего у 5% людей. Чётко структурированное обучение детей основам шахмат является тем оптимальным средством, которое позволяет развить способность действовать «в уме». Все составляющие курса «Шахматы - школе» и были разработаны для достижения этой глобальной цели.

12 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ТРЁХЛЕТНИЙ КУРС «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ», РЕКОМЕНДОВАННЫЙ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Читали ли Вы не шахматные книги И.Г.Сухина?

Шахматное образование: 1993 – г. Выход приказа Министерства образования РФ 325, в который включён проект И.Г.Сухина "Шахматы детям" (первый год обучения будущего трёхлетнего курса "Шахматы – школе") г. Экспертный совет Министерства образования одобряет работу по проекту "Шахматы детям" г. Шахматы в начальной школе официально становятся предметом по выбору учащихся в первой половине дня. Шахматы в России начинают преподаваться как региональный или школьный компонент г. Указ Президента Калмыкии 129 "О государственной поддержке шахматного движения" – шахматы становятся обязательным учебным предметом в Калмыкии.

1998 г. Издаётся первый в мире шахматный учебник для начальной школы: И.Г.Сухин "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (для первого года обучения). Затем с 1998 г. по 2014 г. издаются все остальные составляющие курса "Шахматы – школе" г. Приказ от Министерства образования Республики Саха о внедрении уроков шахмат в образовательных учреждениях республики г. Приказ Минобразования РФ 2211 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ" г. Принимаются Федеральные государственные образовательные стандарты для начальной школы. Теперь шахматы преподаются как школьный компонент в первой половине дня или как внеурочная деятельность во второй половине дня.

2011 г. Армения становится первой страной в мире, где шахматы являются обязательным учебным предметом на государственном уровне г. Европарламент принимает Декларацию Шахматы в школе, в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина г. При Российской шахматной федерации создаётся Попечительский совет во главе с пресс-секретарём Президента РФ Дмитрием Сергеевичем Песковым. В состав Попечительского совета вошли: председатель правления ОАО Газпромбанк А.И.Акимов, заместитель Председателя Правительства РФ А.В.Дворкович, генеральный директор ОАО Газпром нефть А.В.Дюков, мэр Москвы С.С.Собянин, Министр обороны РФ С.К. Шойгу, генеральный директор Первого канала К.Л.Эрнст и другие.

2014 г. Издана последняя составляющая Федерального курса "Шахматы – школе»: И.Г. Сухин "Задачи к курсу Шахматы – школе. Третий год обучения" (Обнинск: Духовное возрождение, – 304 с. – ISBN ). Работа над курсом, продолжавшаяся 20 долгих лет, завершена.

НЕКОТОРЫЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, НЕТОЧНОСТИ, ЗАБЛУЖДЕНИЯ, МИФЫ Попробуйте догадаться, что неправильно или не вполне верно в следующих утверждениях: 1) «Школьники очень любят играть в шахматы»; 2) «Бесспорным остается только тот факт, что шахматы сами по себе положительно влияют на развитие ребенка»; 3) «Свою задачу как учителя шахмат в начальной школе я понимаю так: научить всех и пригласить желающих на занятия в спортивную школу»; 4) «В.А. Сухомлинский писал: Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».

19 НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Технология обучения «Технология развития способности действовать в уме с использованием шахматного материала» или «Шахматно-задачная технология И.Г.Сухина». Задачная технология обучения по здоровьесберегающему курсу «Шахматы – школе» обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей.

Это старая истина - нет пророка в своём отечестве. Поэтому, хотя главный труд И.Г.Сухина - курс «Шахматы - школе» - был написан по предложению Министерства образования РФ и получил его высший гриф - «Рекомендовано», центральные СМИ об этом никогда не писали. Чтобы войти в широкое информационное поле, нужны огромные усилия. Миром СМИ правит негатив, позитив СМИ неинтересен. Поэтому задача - сделать так, чтобы все дети России стали немного умнее, - отдана в руки только энтузиастов. К счастью, они в РФ пока ещё есть!

21 Шахматные книги И.Г.Сухина издавались не только в РФ, но и за рубежом: в Испании - в 1992 г. с предисловием чемпиона мира Г.Каспарова, в США - в 2007 г. с предисловием чемпиона мира В.Крамника, а в 2008 году с предисловием чемпионки мира Ж.Полгар. В 2011 г. серия из 7 книг И.Г.Сухина Chess camp Рекомендована Шахматной федерацией США.

Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing, – 280 с.

И.Г.Сухиным написано также несколько шахматных книг для детей дошкольного возраста. В 2014 году одна из них - «Шахматы для самых маленьких» - в очередной раз переиздана (под названием «Шахматы для детей»), при этом на обложке издательство «АСТ» указало: «7-ое издание бестселлера».

ПРИОРИТЕТ РОССИИ Россия с 1994 года стала первой страной в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору.

ПРИОРИТЕТ РОССИИ Россия с 1994 года стала первой страной в мире, где разработан именно НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЙ Федеральный курс шахмат "Шахматы – школе", преподавать который призваны учителя начальных классов. Российский федеральный курс «Шахматы – школе» опирается: 1) на теорию П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий; 2) на культурологическую концепцию содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина; 3) на работы Я.А.Пономарёва о стадиях развития способности действовать в уме.

26 ПРИОРИТЕТ РОССИИ Именно в России разработана новая образовательная технология обучения «Технология развития способности действовать в уме с использованием шахматного материала» или «Шахматно- задачная технология И.Г.Сухина» Задачная технология обучения по здоровьесберегающему курсу «Шахматы – школе» обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей.

И.Г.Сухин - старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, профессор кафедры "Инновационные технологии" ГАСИС, методолог шахматного всеобуча в РФ, кандидат в мастера по шахматам (чемпион клуба "Спартак" Москва, 1977), руководитель Интернет-проекта "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина" – и Интернет-проекта "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки (Сайт шахматного всеобуча)" – И.Г.Сухин – автор Федерального шахматного курса для начальной школы "Шахматы – школе", автор более ста книг для учителей, родителей и детей, изданных в России, Испании, Турции, Германии и США суммарным тиражом свыше 1,7 млн. экземпляров. Ряд работ получили гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ". Тематика книг: шахматные учебники и пособия для начальной школы, детей 2-6 лет, занимательная математика, игры с буквами и словами, разнообразные затеи для начальной школы, литературные тесты, викторины и др.

Игорь Георгиевич Сухин Е-мейл: Контактный телефон: «Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки (Сайт шахматного всеобуча)» «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина» Презентацию подготовил И.Г.Сухин.