Педагогический проект «Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста временных представлений» Шадринск, 2014 г.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) – Тип: творческий, практико-ориентированный Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст. Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители, учитель – логопед, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, музыкальный руководитель.
Цель проекта: Систематизировать и обобщить знания детей о временных понятиях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), через взаимодействие всех участников образовательных отношений
Актуальность темы проекта: Актуальность выбора темы проекта «Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста временных представлений» обусловлена: результатами педагогической диагностики; наибольшие затруднения у детей старшей группы вызывает ориентировка во времени. - 60% детей путают части суток, не запоминают слова – названия частей суток; - 85% воспитанников путают времена года и не запоминают слова - названия месяцев; - 55% детей затрудняются назвать последовательность дней недели; недостаточностью разработанных методик по данной теме;
Задачи проекта: дети педагоги родители - совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), умение ориентироваться во времени; - обобщать представления детей о временах года, познакомить с календарем; - развивать «чувство времени», регулировать свою деятельность в соответствии со временем; - знакомить с приборами для измерения времени: песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д., их назначением. -координировать условия реализации проекта, при необходимости вносить коррективы; - пополнить развивающую предметно – пространственную среду для изучения дошкольниками временных представлений; -подготовить и представить презентацию на заседание МО; - создать условия для партнер- ских взаимоотношений между всеми участниками образовательных отношений; - разместить материал на сайте ДОУ. - способствовать повышению педагогической грамотности родителей и их заинтересованности по теме проекта.
Предполагаемый результат: Дети: знают отдельные эталоны (меры) измерения времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год); определяют временные отношения (день – неделя - месяц - год); обобщают представления о временах года, знают различные виды календарей; знают приборы для измерения времени: песочные часы, настенные часы, секундомер, будильник, наручные часы и т. д., их назначение; свободно используют знания и умения в своей детской деятельности не только во время специально организованных формах, но и в свободной деятельности Родители: владеют необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни. Педагоги ДОУ: используют данный проект в педагогической деятельности;
Подготовительный. чтение методической литературы по формированию у детей ориентировки во времени; изготовление дидактических игр, наглядного материала для распознавания частей суток, времён года, месяцев, дней недели; подбор стихов, рассказов, загадок, пословиц и поговорок о временных понятиях; Основной. проведение познавательной НОД о временных понятиях, проведение игр (дидактических, словесных, подвижных) на ориентировку во времени; наблюдения за сменой частей суток, дней недели, используя режимные моменты; создание мини – музея «Часы» и выставки «Календари»; создание выставки книг в рамках темы проекта; посещение библиотеки (познавательная НОД «Время идёт – ты растёшь»); создание книг своими руками в рамках темы педагогического проекта. Заключительный. Итоговое мероприятие – логоритмика «Путешествие по времени»; Презентация проекта на заседании ГМО г. Шадринска; Размещение материала на сайте ДОУ. Этапы реализации:
Модель взаимодействия участников образовательных отношений по реализации проекта «Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста временных представлений» Воспитанники Учитель- логопед Воспитатели Педагог- психолог Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Родители Старший воспитатель
Дидактическая игра «Что когда бывает».
Словесная игра «Пальчики сжимай – дни недели называй».
Подвижная игра «Совушка – Сова»
Мяч бери, передавай, дни недели называй! Мяч бери, передавай, части суток называй! Мяч бери, передавай, времена года называй!
Познавательная НОД «Части суток»
Посещение библиотеки – познавательная НОД «Время идёт – ты растёшь»
Выставка календарей
- Это мой календарь!!!
Мини – музей «Часы»
Семейная реликвия – память о бабушке и дедушке.
- Я хочу рассказать про свои часы...
Музыкальные игры «Часики», «День – ночь».
Уголок природы (модель времени года и дней недели)
Методологическая база проекта: Программа «Радуга» воспитания, образования и развития детей от 2-7 лет в условиях детского сада, авторы Т.И.Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон, М.: Просвещение, 2010; «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина, М.: Просвещение, Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, ДЕТСТВО ПРЕСС, 2003 Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» М Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь». И. В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей». Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей лет» г. Киров. Н. Гузеева «Вася Кукушкин и часы». Киев «Веселка», 1986 г. Детская энциклопедия «Техника вокруг нас». Москва «Росмен», 2004 г. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова Стихи о временах года. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, Метлина Л. С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, – 256 с., ил. Сухарева Э. Л. Учим играя. – Ярославль, Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, – 240 с., ил. Т. В. Владимирова, Л. А. Халидулина «Путешествие во времени»