Себова Любовь Борисовна, зав. ИБЦ МОУ «Оредежская средняя общеобразовательная школа» Организация проектно – исследовательской деятельности проектно – исследовательской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
Advertisements

Проектная и исследовательская деятельность в основной школе МО учителей технологии.
Семинар «Проектно-исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов»
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в свете Федеральных государственных образовательных стандартов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Метод проектов как средство формирования познавательных умений младших школьников.
МЕТОД ПРОЕКТОВ как технология внедрения общеучебных и коммуникативных компетентностей Учитель МОУ «СОШ «ЛЦО» Варава Ирина Михайловна.
Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий Григорьева Галина Александровна, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района, учитель.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов МКОУ «Спасбардинская ООШ»
Герасимова О. Ю. МОУ " СОШ 64" г. Магнитогорск Метод проекта Подготовила : учитель начальных классов МОУ « СОШ 64» Герасимова О. Ю. Выступление в рамках.
Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Районное методическое объединение учителей начальной школы.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Метод проектов Старикова Н.А., учитель математики МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа 1 им. Е.С. Белинского.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Себова Любовь Борисовна, зав. ИБЦ МОУ «Оредежская средняя общеобразовательная школа» Организация проектно – исследовательской деятельности проектно – исследовательской деятельности

ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся «В целях реализации ООП НОО в ОУ для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность… работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно-исследовательской деятельности». Начальная школа

Средняя школа « Программа УУД должна быть направлена… на формирование у учащихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленной на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся

Старшая школа «В учебном плане ДОЛЖНО быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)». ФГОС о проектной и исследовательской деятельности учащихся «Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности.

– это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста (учителя, библиотекаря, родителей), в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования) Проектно- исследовательская деятельность

Задачи проектно – исследовательской деятельности Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности: Рефлексивные Поисковые (исследовательские) Умения и навыки работы в сотрудничестве Менеджерские Коммуникативные Презентационные Умение отвечать на незапланированные вопросы

Проект - это "пять П": Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Библиотекарь в проекте – это… энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели; специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех областях); консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам; руководитель (особенно в вопросах планирования времени); организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей ; координатор группового процесса; эксперт, анализирующий результаты проекта.

Проектная деятельность Учебно- исследовательская деятельность Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить. Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаемая») – тоже результат. В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы. Основные отличие проекта от исследования

Различие Этапы исследования Этапы проекта 1. Выбор темы исследования. 2. Постановка целей и задач. 3. Выдвижение гипотезы исследования. 3. Планирование проектной деятельности. 4. Организация исследования: методы исследования, план. 4. Реализация проекта. 5. Самостоятельная деятельность, фиксирование результатов. 5. Оценка и самооценка проекта. 6.Презентация

По видам По содержанию По количеству участников По длительности Информационный, творческий, социальный, прикладной, игровой и пр. Монопредметный, метапредметный, деятельностный и пр. Индивидуальный, парный, мало групповой (до 5 чел.), групповой (до 15 чел.), коллективный, общешкольный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе через сеть Интернет) От проекта-урока (мини проект) до многолетнего проекта По учебной цели Ознакомление с методами проектной деятельности, индивидуализация обучения, поддержка мотивации, выявление творческого начала и пр. Типология форм проектов

Индивидуальный проект Групповой проект Отрабатываются регулятивные и личностные УУД Отрабатываются коммуникативные УУД Отрабатываются познавательные УУД Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия! Индивидуальный и групповой проекты

УУД, отрабатываемые при проведении исследования УУД, отрабатываемые при проведении исследования постановка проблемы аргументирование актуальности формулирование гипотезы планирование деятельности контроль за деятельностью коррекция деятельности оформление результатов презентация результатов Особое внимание учителя – на формулирование гипотезы! Особое внимание учителя – на формулирование гипотезы! Ни в коем случае не выполнять за учеников универсальные учебные действия! Учебное исследование

Урочные формы Внеурочные формы Урок-исследование Урок-лаборатория Творческий отчет Урок изобретательства Урок-презентация Урок-экспертиза Урок-совещание Исследовательская практика Экспедиции (полевые исследования) Факультативные занятия Научное общество учащихся Участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. Выездные мероприятия Важно понимать, какие УУД в каждом конкретном случае отрабатываются! Формы организации учебного исследования

Учебное сотрудничество Я действую самостоятельно, но мы: - распределяем функции; - обмениваемся результатами; - совместно планируем работу каждого; - контролируем и корректируем друг друга; - оцениваем друг друга. Важное условие – самостоятельность выполнения учебных задач! Уважение мыслей и действий другого человека О некоторых формах проекта или исследования

Совместная деятельность Мы действуем коллективом (обмен происходит в процессе отработки УУД) Перестройка индивидуального сознания на общую цель, общие ценности, общие критерии, общие методы работы Индивидуальные вклады в общее дело Столкновение и координация разных позиций Распределение функций Основные принципы Формы совместной деятельности Групповая по 3-6 человек Парная Коллективная (7-10 человек) О некоторых формах проекта или исследования

Дискуссия Помогает сформировать свою точку зрения Помогает отделить свои мысли от чужих Вырабатывает осмысленное чтение текстов В начальной школе – отработка устных форм дискуссии В средней школе – отработка письменных форм дискуссии Чтение и понимание чужой точки зрения, изложенной письменно Развитие способности письменно ясно излагать свою точку зрения Развитие способности письменно ясно излагать свою точку зрения Выделение основных смысловых частей в своем и чужом тексте Возможность высказать свое мнение всем желающим при ограничении времени О некоторых формах проекта или исследования

Рефлексия Осознание учебной задачи (в чем задача и что нужно сделать для ее решения?) «Рефлексия (от позднелат. reflexio обращение назад) обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое- либо их переосмысление». Ситуативная – осмысление происходящего в данный момент Ретроспективная – осмысление прошлого Проспективная – осмысление будущего Понимание цели учебной деятельности (чему научился? чего достиг?) Оценка способов действий Привычка облекать в словесную форму и демонстрировать рефлексию О некоторых формах проекта или исследования

«Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы» Главный итог – в самих учениках Оцениваем деятельность и изменение в ученике, а не продукт! ( пример ) Система оценки проектной и исследовательской деятельности

Основные требования к защите проекта Организационная форма защиты Защита перед специальной комиссией Ученическая конференция Ученические чтения Смотр проектов Результаты оцениваются по трем позициям: по итогам выступления по пояснительной записке по отзыву руководителя Система оценки проектной и исследовательской деятельности

Помните!!! Подходите к проведению работы творчески. Не сдерживайте инициативы детей. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций. Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Не спешите с вынесением оценочных суждений.