Особенности возраста Возраст Ведущая деятельность Цели и мотивы 5 класс Учеба + общение Проверить свои силы (Что я могу – не могу ) Социальная значимость (что я хочу, зачем) Коллективизм (с кем могу взаимодействовать) 6 класс Общение + учеба + поиск интереса Пережить эмоции Выделится и быть как все (не хуже) Самостоятельность ( «чувство взрослости» ) 7 класс Общение + расширение границ Получить новый опыт Реализовать свои желания Найти свою роль в группе
Характер учебного действия разновозрастное сотрудничество и специальные приемы организации действий контроля и оценки., меняются отношения между педагогами и учащимися в сторону расширения сферы самостоятельности (в том числе, учебной самостоятельности) учащихся. создание разнообразных ситуации, в которых недостаточность своих умений и очертить границу своих возможностей. расширения поля возможностей инициативных действий подростков, а не только контроля, оценивания,
Изменения в содержании рабочей программы выделения в каждом учебном предмете ключевых «ядерных» понятий (способов/средств действия). основным принципом описания предметных образовательных результатов, а значит и всего содержания обучения является уровневый характер. фиксирование прогресса учащегося, класса в освоении предметных способов/средств действия (переход: умение- грамотность-компетентность); с другой стороны, определение направленность и глубину освоения того или иного учебного предмета.
Ребенку легко адаптироваться Сформирована коммуникативная компетентность Сформированы информационная компетентность Сформирована учебная компетентность
Определение ключевых компетентностей ( Требования международных стандартов образования) Общение на родном языке. Коммуникация. Общение на иностранных языках. Языковая практика Математическая компетентность и базовые компетентности в области естественных наук и технологии. Навыки конструирования, моделирования. ICT-компетентность. Овладение современными технологиями. Умение учиться. Эффективный режим обучения, самообразование. Межличностная, межкультурная, социальная и гражданская компетентности. Социализация. Предприимчивость. Проектирование эффективной деятельности. Культурная компетентность. Знание и применение основ этикета и культурных образцов.
Признаки успешной адаптации пятиклассников: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
Предметные результаты предметные результаты мы рассматриваем не как набор отдельных знаний, умений и навыков, а как совокупность культурных (т.е. исторически сформировавшихся в человеческой культуре) предметных средств и способов действий, освоение которых должно позволить школьникам решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжать обучение на последующих ступенях.
Технологии создания условий и выявление разноуровневых Предметные пробы Дельта –тестирования Рабочая программы учителя
Технологии создания условий и выявление сквозных (метапредметных) результатов учебный план в интеграции предметов для одной образовательной задачи) Образовательный проект Курсы по выбору Фестиваль проектных идей Метапредметная олимпиада
Цель: самоопределение и самоидентификация через интересные ученику формы деятельности и реализацию личного интереса Академические знания Удовлетворенность оценкой Работа в предметном проекте Академические знания Удовлетворенность оценкой Работа в предметном проекте Сферы активности Интеллект Спорт Творчество Социальная активность Сферы активности Интеллект Спорт Творчество Социальная активность Курсы по выбору Биолаборатория Историческая реконструкция Архитектура Вокальная студия Курсы по выбору Биолаборатория Историческая реконструкция Архитектура Вокальная студия
Кл. руководитель, научный руководитель проекта, педагог психолог, родитель Кл. руководитель, научный руководитель проекта, педагог психолог, родитель Основные линии сопровождения 5 классы - Работа с выбором и замыслом Определение личного интереса Умение ориентироваться в имеющихся ресурсах Знакомство с картированием осуществление первичного выбора Работа со знаками, символами, образами 5 классы - Работа с выбором и замыслом Определение личного интереса Умение ориентироваться в имеющихся ресурсах Знакомство с картированием осуществление первичного выбора Работа со знаками, символами, образами 6 классы – Осмысление результата Рефлексия личного проекта (получилось – не получилось), Фиксирование личных приростов (какие свои качества, умения уже сформированы, а какие требуют развития) Составление карты продвижения 6 классы – Осмысление результата Рефлексия личного проекта (получилось – не получилось), Фиксирование личных приростов (какие свои качества, умения уже сформированы, а какие требуют развития) Составление карты продвижения
Этапы движения 5 класс Фиксация первичного интереса Знакомство с картографией и основами проектной деятельности Пробы на раскрытие (курсы по выбору, личный проект, движение в сфере интересов) Фестиваль проектных идей 6 класс Рефлексия пройденного этапа, фиксация личных приростов и дефицитов, уточнение личного интереса Движение в метапредметных курсах и проектно- исследовательской деятельности с учетом личного интереса Театральный фестиваль, защита личного (группового) проекта, защита портфолио
На что обратить внимание Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. Нежелания выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. Жалобы на те или иные события, связанные со школой. Беспокойный сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Возможные реакции: Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе