СПДС «Колобок» с. Пискалы Проектирование процесса формирования у детей 6-7 лет представлений по теме: «Откуда азбука пошла» Авторский коллектив: Евграфова Лариса Алексеевна, воспитатель 1 квалификационной категории Говоренко Наталья Михайловна, учитель- логопед 2 квалификационной категории
Вид: исследовательский Сроки реализации: среднесрочный Направление развития: познавательно-речевое Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, сотрудники сельской библиотеки, учитель- логопед, воспитатели, музыкальный руководитель
Цель: Сформировать у детей 6-7 лет представления об истории возникновения азбуки. Задачи: Способствовать развитию интереса у детей к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти. Вызвать у детей 6-7 лет интерес к истории возникновения азбуки, литературному наследию, способствуя воспитанию интереса к старинному русскому быту, обычаям и обрядам, национальной одеждой. Сформировать у детей 6-7 лет устойчивый интерес к чтению художественной литературы, развитию литературной речи. Способствовать развитию элементам обучения грамоте,профилактике дисграфии и дислексии. Привлечь родителей к созданию и обогащению предметно-развивающей среды музея «Букварёнок».
Актуальность проекта В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями формирования навыков чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средства дальнейшего получения знаний учащимися. Изучение истории возникновения буквы предполагает воздействие на все анализаторные системы ребенка, тем самым способствует более эффективному запоминанию и развитию интереса к формированию навыка чтения
Критерий Показатель Эмоционально- мотивационный - наличие интереса к истории возникновения азбуки - наличие эмоционально-положительного отношения к истории происхождения азбуки - наличие желания изучать историю возникновения букв Когнитивный - представления о том, когда был создан первый русский алфавит, кто придумал, как выглядел. - представления о создании печатного станка. - представления о современном алфавите. Действенно- практический - умение применять усвоенные знания, нормы и правила поведения в поликультурном сообществе. - умение осознанного чтения и «печатания» слов, предложений. - Создание музея «Азбукоград»
I этап - Эмоционально- мотивационный Способы и формы работы: Ознакомительная экскурсия в краеведческий школьный музей; Рассматривание «Прошлые и настоящие азбуки»; Знакомство с первым печатным станком и первопечатниками Кириллом и Мефодием через просмотр видеофильмов и электронных презентаций Организация чаепития с родителями (знакомство с буквами из выпечки и сладостей)
II этап - Когнитивный Способы и формы работы: Декада «Буквы – какие они разные» в музее «Букваренок» Декада «Алфавиты современного и прошлого времени» в музее «Букваренок» Декада «Как печатались буквы», «Из чего делали бумагу» в музее «Букваренок»
III этап - Деятельностный Способы и формы работы: Создание музея «Азбукоград» Организация досуговой деятельности в музее «Азбукоград» через проведение конкурсов «Букваренок-кулинар», «Фруктовые буквы», «Данила Мастер и Марья Искусница» Игровой конкурс «Живые буквы». Оформление выставок «Морская азбука», «Азбука профессий» Создание настенного панно «Город Звуков и Букв» в музее «Азбукоград». Мастер-класс «Счастливый случай»
Что говорят участники проекта. Учитель-логопед Говоренко Н.М.: «Взаимопонимание на проблему помогло сблизиться детям, родителям и педагогам». Родитель Раскина С.Г.: «Участие в работе проекта, бесспорно, является положительным фактором налаживания партнерских взаимоотношений между всеми участниками». Алина М.(7 лет): «Я никогда раньше не знала как буквы появились, расскажу об этом сестренкам» Прозорова С.Г.: «Моя дочь воплотила в проекте свои идеи в создании и оформлении «Морской азбуки».