Эмиграция в истории человечества явление не новое. Масштабные события внутренней и внешней политической истории цивилизации всегда сопровождаются миграционными и эмиграционными процессами. Мотивы эмиграции всегда различны, от желания улучшить условия жизни, до вынужденной эмиграции под прессингом власти.
Эмиграция всегда оказывала и оказывает большое влияние на развитие мировой и русской культуры. В презентации представлена русская эмиграция постреволюционной поры на примере А.И. Солженицына. Постреволюционная эмиграция имеет свои специфические черты.
Эмигранты этого времени были людьми, вынужденно оказавшимися за пределами своей страны. Они не ставили перед собой меркантильных целей, не имели материальной заинтересованности. Сложившийся строй убеждений, неприятие революции и связанных с ней преобразований вынуждали покинуть Россию. К этому добавлялись преследования новой властью инакомыслия, аресты, тюрьмы и, наконец, насильственная высылка из страны интеллигенции.
Русский писатель, публицист, поэт, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Он был первым, кто показал в художественной форме психологию времени, первый открыл завесу тайны над тем, о чем знали многие, но боялись рассказать. Именно он сделал шаг в сторону правдивого освещения проблем общества и отдельно взятого человека.
В феврале 1945 был арестован и осужден на 8 лет за переписку, в которой критически высказался о И.В. Сталине. Его отправили в исправительно- трудовой лагерь, обвиняя "в антисоветской агитации и попытке создания антисоветской организации".
В 1962 был опубликован рассказ "Один день Ивана Денисовича", который принес ему известность во всем мире. В своём рассказе он практически открыл для отечественного читателя лагерную тему, продолжив разоблачение сталинской эпохи. Потом увидел свет рассказ «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР, они печатались исключительно в самиздате и за рубежом.
В 1962 году его принимают в Союз писателей и даже выдвигают на Ленинскую премию. В 1960-е работал над книгой "Архипелаг ГУЛАГ", которую приходилось писать тайком и постоянно прятать от органов КГБ, так как они бдительно следили за деятельностью писателя. Но письма бывших заключенных и встречи с ними способствуют работе над многими произведениями. Публикация "Архипелаг ГУЛАГ" произвела на читателей огромное впечатление.
К марту 1963 года Солженицын утратил расположение Хрущёва. После прихода к власти Брежнева Солженицын практически потерял возможность легально печататься и выступать. В сентябре 1965 КГБ захватывает архив Солженицына, что перекрывает возможности публикаций некоторых книг. Напечатать удается лишь рассказ "Захар Калита", а повесть «Раковый корпус» получается опубликовать только за границей, первую часть печатали более 2-х лет, и она не до конца удовлетворяла автора. В 1967 Солженицын был исключен из Союза писателей.
В 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе за "нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы". Узнав о награждении, писатель заявил, что намерен получить награду "лично, в установленный день". Однако советское правительство сочло решение Нобелевского комитета "политически враждебным", и Солженицын, боясь, что после своей поездки в Швецию он не сможет вернуться в Россию, с благодарностью принял высокую награду, однако на церемонии награждения не присутствовал.
Присуждение Нобелевской премии по литературе "за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы возбуждает новую волну преследований и клеветы со стороны советской власти. Писатель вынужден переехать в Цюрих. В то время в своем творчестве автор пытается дать развёрнутое повествование о революции в России. Грандиозный замысел рассчитан на двадцать лет, и потом работа над ним продолжалась уже в России, куда писатель вернулся в 1995 году.
К 1986 году у Солженицына складывается настороженное отношение к горбачевской перестройке. Со своей стороны советские власти всячески препятствовали возвращению книг Солженицына на родину, а сформулированные ранее обвинения повторялись многочисленными советскими публицистами даже в середине 1980-х гг. Лишь в 1989 редактору "Нового мира" С.П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать отобранные автором главы «Архипелага ГУЛАГа».
С 1990 проза Солженицына широко печатается на Родине. 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство. 18 сентября "Комсомольская правда" и "Литературная газета" публикуют статью "Как нам обустроить Россию?", где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета. 27 мая 1994 Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть.
Солженицын побуждал в постсоветском сознании потребность размышлять. Заставлял мыслить, используя не только прагматический подход в методах анализа действительности, но и рассматривать морально- этические нормы. Публичные выступления, многочисленные статьи способствовали сохранению и трансляции лучших традиций русской философской мысли, сосредоточенной на самых сложных вопросах русской культуры и истории.
На протяжении своего творческого пути А.И. Солженицын сосредоточен не столько на художественном сочинительстве, сколько на конкретизации, популяризации и отстаивании своих мыслей и убеждений. Ему пришлось покинуть страну, за рубежом он был куда интереснее, чем для отечества. И, к сожалению, не только он был не признан советской властью. Большое количество гениальных, умных людей было отправлено в ссылку за границу или в Сибирь, где многие или не могли продолжать работать, или продолжали работать уже не на благо страны.
Петракова Ольга Моисеева Дарья
Гладышева Елена Васильевна, доцент.