Современная духовная ситуация в России характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых ориентиров развития культуры и образования. Возрастает интерес к отечественной истории, народной культуре, национальным традициям, фольклору. В связи с активизацией процесса возрождения культурно-исторического наследия различных этносов в России становится весьма актуальным изучение народной педагогики с ее богатым опытом воспитания.
вопроса.
В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К.Д. Ушинский в конце XIX в. (см.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).
1. воспитание детерминировано культурой общества. 2. воспитание и обучение - два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания. 3. эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание. 4. эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребенку и педагогу.
2. В основе современного понимания идеи народности в образовании лежит диалектическое единство национального и общечеловеческого, гуманистические подходы в педагогике, 3. Критериями продуктивности развития идеи народности в современных условиях является ориентация учителей и учащихся на национальные ценности и сформированность этнического самосознания.
Таким образом, народная культура в отечественной педагогике является сферой духовной и материальной деятельности людей, в основе которой лежат традиции, обычаи и привычки, имеющие для народа ценностный смысл. Важным компонентом народной культуры является народная педагогика.