ГБОУ СОШ 2055 Проектная работа по теме « Житие как основа русской словесности » « Не погаснет свеча духовности …» Москва 2014 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему: «Житие в древнерусской литературе»
Advertisements

Житие. Что такое жития… Жития жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда.
Благоверные князья Борис и Глеб. (в святом крещении - Роман и Давид). Они первые русские святые, канонизированные Русской церковью.
Житийная литература как особый жанр. Цели: Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра.
Памятники древнерусской литературы. Сергий Радонежский (Варфоломе́й) 3 мая 1314 (дата условная) 25 сентября 1392 монах Русской церкви, основатель Троицкого.
«Сказание о Борисе и Глебе». 1.Фрагмент из летописи. 2.Святополк. 3.Борис. 4.Глеб. 5.Дополнительная информация. 6.Ответим на вопросы. 7.Источники.
Древнерусская литература. Древнерусская литература возникла в XI веке. Этому способствовало принятие христианства в Киевской Руси в 988 году.
Древнерусская литература Учитель МОУ СОШ 18 Шейн Светлана Николаевна.
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
РУССКИЕ СВЯТЫЕ Дивен Бог во святых Своих Псалом 67:36.
Тема: Жанровое своеобразие древнерусской литературы Цели: -познакомить учащихся с жанрами древнерусской литературы -развивать умение определять жанр произведения.
Повести о жизни и о храбрости благоверного и великого князя Александра.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ-КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ» УЧЕНИЦЫ 7 «Б» КЛАССА МБОУ СОШ 3 Г. АРДОНА УРУСОВОЙ АЛАНЫ.
( жанры, тематика) Выполнила: Гессель Т.И.. Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
(Введение) Кустова Ольга Анатольевна Учитель русского языка и литературы © Гимназия 56, 2007 © Кустова Ольга Анатольевна, 2007.
Содержание Жанры древнерусской литературы Первичные жанры 1.Житие 2.Поучение 3.Слово 4.Повесть Объединяющие жанры Библиография.
Великий князь Владимир Красно Солнышко ( ) Ярослав Владимирович (Мудрый) - великий киевский князь ( , Владимир Мономах ( )
Древнерусская литература Лебедева Светлана Васильевна Лебедева Светлана Васильевна Школа 493 Школа 493 Учитель русского языка и литературы Санкт-Петербург.
Древнерусская литература. Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке» 6 класс.
Транксрипт:

ГБОУ СОШ 2055 Проектная работа по теме « Житие как основа русской словесности » « Не погаснет свеча духовности …» Москва 2014 год.

Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины Д. С. Лихачёв

Тема проекта : « Не погаснет свеча духовности. Житие как жанр русской литературы » Работу выполняли учащиеся 11 «А» : Жирнов Александр, Виеру Кэтэлин, Майоров Сергей, учащийся 10 «Б» : Галузинский Илья. Руководитель проекта : Заринова Л.И. Консультант по русской словесности: Шелкова Н.М. Консультант по истории : Александрова М.И.

Содержание проекта : I. Введение. « Культурное наследие наше бесценно …». II. Житие : специфика жанра. 1. Агиография 2. История жанра 3. Типы житий 4. Место житий в жанровой системе 5. Канонизация святых и композиция жития 6. Эволюция житий

Цель проекта : Раскрыть проблему связи времён и поколений в литературе ; показать, что приняв христианство, Русь приобщилась к передовой культуре Византии : показать, что именно житие стало одной из самых популярных на Руси массовых форм пропаганды нового христианского нравственного идеала ; формирование у учащихся компетентности в предметных областях « филология », « история ». изучение житийной литературы с целью определения значимости её традиций, установление взаимосвязи с темами и проблемами русской литературы « нового времени ».

« Разве это не доказательство « от противного », что жития святых не легенды.» Д. С. Лихачев Это была литература «одной темы и одного сюжета. Этот сюжет мировая история, и эта тема смысл человеческой жизни».

Вводное слово Житие – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце 10 начале 11 века. По мере распространения древнехристианской книжности особо известными стали жития Алексея, божьего человека, святителя Николая, святого великомученика Георгия, которого на Руси стали называть Георгием Победоносцем. В 11 веке создаются оригинальные произведения. Эти жития прославляли Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского, княгиню Ольгу, Князя Владимира и Александра Невского. Героем жития мог стать только выдающийся церковный или государственный деятель, всей своей жизнью доказавший преданность христианским заповедям и не согрешивший в своей жизни. Рассказывать о таком человеке надлежало торжественно, соблюдая определённую последовательность : рождается герой в благочестивой верующей семье, уже в детстве проявляет серьёзный интерес к церковному учению, рано осознаёт своё призвание и сознательно отказывается от мирской жизни, до самой смерти является религиозным подвижником и ведёт аскетический образ жизни.

Источники появления древнерусской литературы Создание письменности и принятие христианства также явились одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.

Агиография ( от греч. γιος святой ; γράφω пишу ) изучение жития святых, богословских и историко - церковных аспектов святости.

История жанра В числе непосредственных дохристианских источников, оп ­ ределивших многие его формальные черты, такие жанры античной литературы, как панегирик и трен ( греч. threnos – надгробное слово ), греческие и римские жизне ­ описания ). В начале нашей эры сложились книги Нового Завета : евангелия, которые повествуют преимущественно о земном пути Иисуса, и деяния ( старослав. – « дела ») апостолов, излагающие историю жизни учеников Христа после Воз ­ несения. Кроме этих жанров раннехристианской литера ­ туры образцом для последующих агиографов стали цер ­ ковные хроники – календари ( лат. – Calendarium) с ука ­ занием дней поминовения мучеников, мартирии ( греч. martiros – « свидетель, мученик ») и иногда апокрифы ( греч. apokryphos – « тайный »).

Типы житий Жития Жития мучеников Жития святых отцов

Канонизация Канонизация ( лат. canonisatio; canon, или catalogus, – « список [ святых ]» от греч. kan о n – « мера », а также « свод основных правил », « схема решения вопроса ») – церковное узаконение чествования умершего подвижника веры в ка ­ честве святого, примера живущим для подражания. Осно ­ ваниями для причисления к лику святых традиционно считаются : праведная жизнь и деяния подвижника, дар творить чудеса ( и в дни земной жизни, и после преставления ) – знамение, Божественный дар.

ПОСТРОЕНИЕ ЖИТИЯ Композиция жития всегда одинакова : 1. Пространное вступление. 2. Рассказ о детстве святого 3. Упоминание благочестия родителей и самого будущего святого. 4. Жизнь святого, полная лишений, мучений.

Житие : эволюция жанра В 11- начале 12 века создаются первые жития : 2 жития Бориса и Глеба, Житиё Феодосия Печерского, Антония Печерского ( до настоящего времени не сохранилось ).

Жития святых князей Бориса и Глеба Борис и Глеб одни из первых святых, канонизированных русской православной церковью.

Нестор – летописец, отец русской истории.

Монах - летописец Нестор. Одним из первых русских летописцев был монах Киево - Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный человек. Он хранил в памяти народные предания, собирал старинные документы, записывал рассказы современников. Нестор старался выяснить

Нестор создал на основе воспоминаний современников подробное жизнеописание Феодосия Печерского, инока, затем игумена Киево - Печерского монастыря, ставшее образцом в жанре преподобнического жития.

Святой Борис был извещен о вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту господина и был убит. Но святой Борис был еще жив, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Один из них пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге заметили, что князь еще жив. Один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После убийства Бориса Святополк послал к младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, великого князя Владимира, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не остановило святого, который сам был воспитан в правилах христианской веры и не мог предположить такого злодейства со стороны их брата Святополка. Недалеко от Смоленска ладья убийц настигла ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. Однако по приказу хладнокровных убийц собственный повар Глеба перерезал ему горло. Но смертельные раны мученик вменил ни во что ради Господа. Это произошло 5 сентября 1015 года.

Житие Бориса и Глеба житие - мартирий, то есть рассказ о мученической смерти святого ; эта основная тема определяла и художественную структуру такого жития, резкость противопоставления добра и зла, мученика и его мучителей, диктовала особую напряженность и « плакатную » прямоту кульминационной сцены убийства : она должна быть томительно долгой и до предела нравоучительной. Поэтому в житиях - мартириях, как правило, подробно описываются истязания мученика, a ero смерть происходит как бы в несколько этапов, чтобы читатель подольше сопереживал герою. В то же время герой обращается с пространными молитвами к богу, в которых раскрываются его стойкость и покорность и обличается вся тяжесть преступления его убийц.

Житие Феодосия типичное монашеское житие, рассказ о благочестивом, кротком, трудолюбивом праведнике, вся жизнь которого непрерывный подвиг. В нем множество бытовых коллизий : сцен общения святого с иноками, мирянами, князьями, грешниками; кроме того, в житиях этого типа обязательным компонентом являются чудеса, которые творит святой, а это привносит в житие элемент сюжетной занимательности,

Произведение содержит драгоценные сведения о монастырском быте и нравах, об отношениях к монахам простых мирян, бояр и великого князя. Позднее « Житие Феодосия Печерского » было включено в « Киево - Печерский патерик ». Оно отличается большим психологизмом характеров, обилием живых реалистических деталей, правдоподобием и естественностью реплик и диалогов. Чудеса и фантастические видения описаны так наглядно и убедительно, что читатель как бы видит своими глазами происходящее и не может не « поверить » ему. « Житие » заложило основу для развития в русской литературе жанра преподобнического жития.

Житие Феодосия Печерского Акафист Феодосию Печерскому

Епифаний Премудрый Епифаний Премудрый – православный святой, известен как составитель житий Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля « плетения словес ». Этот стиль обогащал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литературы

Епифаний нанизывает длинную гирлянду эпитетов, словно бы стремясь полнее и точнее охарактеризовать святого....» Писатель прибегает к перифразам, Епифаний нанизывает длинную гирлянду эпитетов, словно бы стремясь полнее и точнее охарактеризовать святого....» Писатель прибегает к перифразам, устраняются и имена эпизодических персонажей.

В произведениях агиографического жанра предполагается описание как внешних событий, так и событий внутренней духовной жизни святого. Епифаний не только использовал всё богатство книжной средневековой русской культуры, созданное до него, но и развил далее, создал новые приёмы литературно - художественного изображения, раскрыл неисчерпаемую сокровищницу русского языка, получившего под пером Епифания особый блеск и выразительность.

Епифаний не только использовал всё богатство книжной средневековой русской культуры, созданное до него, но и развил далее, создал новые приёмы литературно - художественного изображения, раскрыл неисчерпаемую сокровищницу русского языка, получившего под пером Епифания особый блеск и выразительность. Поэтическая речь его при всём своём разнообразии нигде не обнаруживает произвольной игры словами, но всегда подчинена идейному замыслу писателя.

Житие Стефана Пермского Епископ Русской православной церкви. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения.

Житие преподобного Сергея Радонежского Пример духовного подвига Сергея Радонежского, показывает, как важно каждому из нас работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага.

Д. С. Лихачев отмечал в « Житии...» « особую музыкальность ». Длинные перечисления применяются там особенно, где требуется подчеркнуть многочисленные добродетели Сергия, многочисленные его подвиги или трудности, с которыми он борется в пустыне.

Лицевое Житие Сергия Радонежского

Д. С. Лихачев отмечал в « Житии...» « особую музыкальность ». Длинные перечисления применяются там особенно, где требуется подчеркнуть многочисленные добродетели Сергия, многочисленные его подвиги или трудности, с которыми он борется в пустыне. Чтобы подчеркнуть перечисление, сделать его заметным для читающего и слушающего, автор часто пользуется единоначатиями. И опять - таки эти единоначатия имеют не столько формально риторическое значение, сколько

М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею

Троице –Сергиева Лавра

Житие протопопа Аввакума В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма. Он лежит под спудом личности, он невидим. Но это – величайшая сила жизни, она двигает горами. Она сливается все цело со своей идеей « не страшится умереть » Вот её величайшая сила : она не боится смерти

Протопоп Аввакум

Житие, написанное самим Аввакумом, – первое автобиографическое произведение на Руси

В Житии протопопа Аввакума действительно наличествуют элементы, присущие отчасти апостольской литературе, в еще большей степени характерные для житийной литературы : черты страдальца за веру в образе центрального героя, рассказы о чудесах и видениях, назидательные комментарии, традиционное вступление и концовка (« аз есмь человек грешник, блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам, и всякому человеку лицемерец окаянный »). Однако, во - первых, удельный вес и значение этих элементов значительно уменьшится, если мы примем во внимание, что сочинение Аввакума, известное под названием « Житие », на самом деле является не одним произведением, а сборником различных по жанру и назначению произведений ( помимо Жития в собственном смысле, он включает такие отдельные статьи как вступительная полемическая статья о слове « истинный », статья о причастии, статья

Деятельность Аввакума была направлена на защиту старого, отжившего. Однако большое дарование, литературное новаторство делают творчество Аввакума выдающимся явлением в древней русской литературе. Говоря о сочинении протопопа Аввакума, А. Н. Толстой писал : « Это были гениальные « житие » и « послания » бунтаря, неистового протопопа Аввакума, закончившего литературную деятельность страшными пытками и казнью в Пустозерске. Речь Аввакума вся на жесте, канон разрушен вдребезги, вы физически ощущаете присутствие рассказчика, его жесты, его голос ». Аввакум положил начало целому ряду житий - биографий.

Житие Александра Невского Житие Александра это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. Автор отбирает только самые значительные события ( битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, поход в литовские земли, дипломатические отношения с Ордой и папой римским ), которые воссоздают героический образ князя - воина, доблестного полководца и мудрого политика.

Доминирующей в Житии является характерологическая функция глагольной лексики, способствующая во взаимодействии с другими функциями полному отображению личностных черт главного героя повествования Александра Невского и других персонажей

Александро-Невская лавра.

Жанр Жития в XIX-XX веках. Л.Н.Толстой «Отец Сергий» Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» Лесков «Очарованный странник.»

Жанровые признаки жития использовались русской литературой Х I Х и ХХ веков в произведениях Ф. М. Достоевского « Братья Карамазовы », Л. Н. Толстого « Отец Сергий », Н. С. Лескова « Соборяне », Л. Н. Андреева « Жизнь Василия Фивейского », И. А. Бунина « Матвей Прозорливый », « Святой Евстафий », Ч. Айтматова « Плаха » и других. В XIX веке

Заключение : Житие - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. В данном жанре существуют разные агиографические типы : 1) житие - мартирия ( рассказа о мученической смерти святого ) 2) монашеское житие ( рассказ о всем жизненном пути праведника, его благочестии, аскетизме, творимых им чудесах и т. д.

Житие изначально давало образец, идеала человека, достигшего полного торжества духа, прославляло его нравственные качества. Агиограф всегда пытался определить духовные ориентиры, дающие человеку точку опоры в переломные моменты истории Только опираясь на лучшие достижения древней литературы, могла развиваться совершенствоваться наша оригинальная, самобытная литература, занявшая в 19 веке первое место среди литератур мира.

Не погаснет свеча духовная – эстафета мудрости, передаваемая из поколения в поколение.

Завершающее слово … Жития святых памятник духовной жизни. Они были и остаются животворящим источником, многосодержательным чтением.

Спасибо за внимание !!!