Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Русская философия в контексте российской культуры XIX начала XX вв.
Цель лекции: По завершении лекции студенты должны иметь представление о специфичности русской философии, ее проблематике.
План лекции: Этапы и основное содержание русской философии. Характерные черты русской философской мысли.
1-й проблемный вопрос: Где магистраль современной истории в понимании русских философов XIX века? И как отвечают они на этот вопрос: «Почему Россия, обладающая огромной территорией, несметными природными богатствами, уникальным человеческим потенциалом, до сих пор остается на задворках цивилизации?»
Все основные сферы философских построений славянофилов тяготеют к полюсу «тотальности». Православие трактуется ими как фундамент мировоззрения и познания, обеспечивающий возможности гармонизации всех способностей человека в едином «цельном познании»; монархия - как идеальная форма социума, предохра няющая общество и народ от политических и формально-юридических отношений (а тем более от революционного насилия). Крестьянская община выступала в их схеме как идеальный «нравственный мир», внутри которого только и возможен подлинно нравственный субъект, гармонично сочетающий личностное и коллективное начала. Они обосновали самобытность пути исторического развития России. В полемике и борьбе со славянофильством сложилась философия индивидуальности, тяготевшая к западничеству. Наиболее заметными представителями западничества являются: П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Они ориентировались на идеалы западноевропейской цивилизации, критиковали православие. П. Анненков в своих «Литературных воспоминаниях» отмечал, что спор между славянофилами и западниками является спором двух различных видов одного и того же русского патриотизма. Западники никогда не отвергали исторических условий, дающих особенный характер цивилизации каждого народа, а славянофилы терпели напраслину, когда их упрекали в наклонности к установлению неподвижных форм для ума, науки и искусства. Многие из западников развивали философию русских революционных демократов. Наиболее заметными представителями данного течения являются В.Г. Белинский ( ), А.И. Герцен ( ), Н.Г. Чернышевский ( ), Н.А. Добролюбов ( ). Усилиями названных революционных демократов преодолены ряд существенных недостатков немецкой классической философии, соединены философские идеи с практикой борьбы за осуществление назревшей в России антикрепостнической народной революции. Основными чертами данной философии являются материализм и атеизм, диалектический подход к действительности и процессу познания. Герцен и Чернышевский вплотную подошли к материалистическому пониманию истории.
2-й проблемный вопрос: Специфичность философии В.Соловьева?
Философия Владимира Соловьева ( ) впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX в. и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофильской традиции противостояния западному «рационализму» он начинает с критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свободной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Вл. Соловьева «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какому-либо национализму и объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «свободную созидающую конечную стадию истории» «Богочеловечество». Основной пафос соловьевской «философии всеединства» - «оправдание добра», вытекающего из понимания «сущего» как блага. Соловьеву принадлежит заслуга систематизированного философского обоснования русской идеи, придания ей концептуальной формы. Ее основные положения: критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение существовавшего в его время государственного устройства России, казенного патриотизма; утверждение идеи, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности, вкладом в мировую цивилизацию, в реальное единство человеческого рода; обоснование необходимости культурно-исторического единства человечества. Соловьев выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христи анского существования нации, в основе которого разумное самоограничение, развитие общественной свободы, служение идеалам добра и справедливости. Владимир Соловьев был первым, кому выпала честь создания системы христианской философии в духе идей Киреевского и Хомякова.
Литература: Основная: Философия медицины. Учебник для медицинских вузов под редакцией Шевченко Ю.Л. М.:ГЭОТАР – МЕД, 2004 Дополнительная: 1. Антология русской философии. В 3 т. / Сост. Замалеев А.Ф., Солонин Ю.Н., Боровков М.И. и др. СПб., Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., Зеньковский В.В. История русской философии. Л., Козаченко В.И., Петленко В.П. История философии и медицина. СПб., Лосский И.О. История русской философии. М., Мир русской философии. Хрестоматия / Сост. Боровков М.И., Козаченко В -И., Петленко В.П. и др. СПб., Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки, 1990, Чикин С.Л. Врачи-философы. М., Контрольные вопросы (обратная связь). Назовите характерные черты русской философии Основной вопрос русской философии 19 века. В чем значение философии В.Соловьева?