© Анисия Симакова, 2012 © Вера Николаева,
На землях восточно христианского мира, вошедшего в историю как Византия, начиная с V в. стали формироваться основы нового художественного стиля, определяющую роль в котором сыграли традиции эллинизма. Собор св. Софии. Стамбул
Прежде всего следует сказать о создании книги - так называемого пергаменного кодекса, состоявшего из сшитых между собой отдельных тетрадей и заменившего неудобный для чтения и хранения папирусный свиток. Для оформления художники использовали более всего красную краску - минимум (лат. minium), книжная иллюстрация стала называться миниатюрой.
Первоначально крупные города сохраняли облик и планировку античного города с прямыми, как стрела, улицами, пересекающимися под прямым углом, без тех узких и кривых улочек, которые появились значительно позже. Самым распространенным типом храма в Восточной Римской империи являлась базилика. Храм Рождества Христова (ок. 333 г.). Вифлеем Храм Гроба Господня (ок. 336 г.). Иерусалим
Впервые переход от квадратного основания стен к окружности купола при помощи четырех сферических треугольников - «парусов» был осуществлен зодчими мавзолея Галлы Плацидии, равеннской царицы V в., в Равенне. «Паруса» мавзолея Галлы Плацидии. Фрагмент. Равенна Пастырь добрый. Фрагмент мозаики. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна
Церковный ритуал продиктовал также художественное оформление интерьера мавзолея, оно должно было соединить два мира - реальный и потусторонний. Достижению этих целей способствовали такие приемы, как принцип симметрии, плоскостность композиции, разно масштабность фигур, их фронтальная постановка, позаимствованные у древнеегипетских образцов. Основным способом изображения была мозаика - «мерцающая драгоценная живопись», дающая особые оптические эффекты, подходящая для создания отвлеченного образа. Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Фрагмент. Равенна
Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. Италия
Расцвет византийского искусства, «золотой век» его развития, был связан с политическим и экономическим подъемом в годы правления Юстиниана ( гг.). Выдающийся государственный деятель, блестяще образованный человек, Юстиниан добился небывалого могущества своего государства. Мозаичный портрет Юстиниана Великого в церкви Сан Витале (св. Виталия). Равенна. Италия
При Юстиниане возник новый тип храма - купольная базилика, объединившая центрический и базиликальный типы постройки при преобладающем значении купола и ставшая впоследствии наиболее распространенной. Купол собора Святого Петра в Риме Купола собора Святого Марка в Венеции
Самой значительной постройкой не только времени Юстиниана, но и всего периода существования империи явился храм во имя Софии - символа божественной премудрости. Для постройки храма со всех концов империи свозились лучший материал и памятники древнего искусства.
Собор Святой Софии. Стамбул
В Византии иконы сначала выполнялись в технике энкаустики или темперы, затем масляной живописью. На иконе изображалось не лицо (как на фаюмских портретах), а лик. Сергий и Вакх. Византийская икона. 6 век. Синай Икона пишется на доске (липовой, сосновой, кипарисовой) и состоит из четырех-пяти слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой, оклад.
Основа иконы – деревянная доска с наклеенной на нее тканью – паволокой. Грунт состоит из мела или гипса и называется левкасом. Красочный слой – сама живопись. Защита представляет собой различные материалы, в том числе олифу, яичный белок, масляный лак. Богоматерь на троне. Византийская икона. 6 век. Синай
Богоматерь с младенцем. Византийская икона. 6 век. Синай Византийская манера предполагала плоскостное и статичное изображение святого с аскетическим, несколько удлиненным овалом лица, прямым с горбинкой носом, миндалевидными большими глазами, отрешенно смотрящими, маленькими руками и длинными пальцами. Все линии рисунка прописывались золотом, и пространство между ними заполнялось плотным ровным цветом. Фон делался золотым. Такая техника живописи ставила икону в тесную стилистическую связь с драгоценными перегородчатыми эмалями, получившими необычайно широкое распространение в Византии.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура – М.: Академия, 2010 Яндекс. Картинки