Снегурова В.И., докт.пед.наук, зав. каф. методики обучения математике и информатике РГПУ им. А.И.Герцена
Тема: Проектирование образовательной программы для основной школы в соответствии с ФГОС Цель: Разработать программу достижения межпредметных и личностных результатов в основной школе
Развитие по спирали Интегративность Согласованность и взаимное дополнение
Предметного содержания Отдельных УУД Сравнение (одно из универсальных логических действий) : по одному основанию двух объектов (начальная школа) по одному основанию трех и более объектов по двум основаниям двух объектов по двум основаниям трех и более объектов по нескольким основаниям … Метапредметных и личностных результатов по предметам личностных
Класс Метпредметные результаты Конкретизация результатов по классам обучения 5 класс Первоначальн ые представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов - представление о числовом луче как о модели ряда натуральных чисел, затем - числовой прямой как модели множества целых чисел - представление о математическом выражении как о математической модели -умение приводить примеры объектов и явлений, соответствующих заданному выражению -идея бесконечности на примере множества натуральных чисел, затем - целых 6 класс - представление о числовой прямой как о модели множества рациональных чисел; - развитие представлений о математическом выражении как о математической модели реальных процессов -развитие умения приводить примеры объектов и явлений, соответствующих заданному выражению -идея бесконечности на примере множества рациональных чисел 7 класс - представление о линейном уравнении и системе уравнений как о математической модели - умение приводить примеры реальных объектов и явлений, соответствующих заданному линейному уравнению, неравенству, системе - представление об этапах математического моделирования 8 класс - представление о числовой прямой как о модели множества действительных чисел - представление о квадратном уравнении и системе уравнений как о математической модели - развитие умения приводить примеры реальных объектов и явлений, соответствующих заданному уравнению, неравенству, системе -формирование умений, соответствующих этапам математического моделирования -идея бесконечности на примере множества действительных чисел 9 класс - представление о бесконечности на примере бесконечно убывающей геометрической прогрессии и ее суммы; - представление о дробно-рациональном уравнении и системе уравнений как о математической модели; - развитие умения приводить примеры реальных объектов и явлений, соответствующих заданному уравнению, неравенству, системе - формирование представления о математическом моделировании как о средстве решения задач, возникающих в реальной жизни
Класс Личностные результаты Конкретизация результатов по классам обучения 5 класс Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример ы - умение обосновывать выполняемые арифметические действия с числами - умение объяснить решение арифметическим способом текстовой задачи - умение выделить условие и заключение задачи - умение выбирать из списка примеры, соответствующие заданным характеристикам 6 класс - умение приводить примеры, иллюстрирующие законы действий - умение конструировать несложные числовые примеры, соответствующие заданным характеристикам - развитие умения выделить условие и заключение задачи - умение объяснить, какими зависимостями связаны величины, данные в задаче 7 класс - умение выбирать уравнение (неравенство), соответствующее заданному условию; - умение конструировать линейные уравнения, неравенства и функции, соответствующие заданным характеристикам; - умение конструировать задачу по заданному линейному уравнению, системе линейных уравнений - развитие умения объяснить, какими зависимостями связаны величины, данные в задаче 8 класс - умение конструировать квадратные уравнения, неравенства и функции, соответствующие заданным характеристикам; - умение конструировать математическую модель текстовой задач на основе указания на тип модели (тип уравнения, неравенства, системы), который должен быть взят за основу - умение конструировать задачу по заданному квадратному уравнению, системе уравнений - развитие умения объяснить, какими зависимостями связаны величины, данные в задаче 9 класс - умение конструировать уравнения, неравенства и функции, соответствующие заданным характеристикам; - умения выбирать уравнение (неравенство), соответствующее заданному условию и обосновывать свой выбор; - умение конструировать математическую модель текстовой задач без указания на тип модели (тип уравнения, неравенства, системы), который должен быть взят за основу - умение конструировать задачу по заданному дробно-рациональному уравнению, системе уравнений - развитие умения объяснить, какими зависимостями связаны величины, данные в задаче
осознание метапредметного содержания (цель, задача, проблема, информация, форма, понятие, …) выделение общего в содержании метапредметных результатов межпредметные понятия (функция, координата, уравнение, система, совокупность,…) умения по отдельным предметам выделение общего в содержании личностных результатов по отдельным предметам
Математика История умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях
Математика История представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
на уровне результатов: соотнесение личностных результатов по отдельным предметам соотнесение метапредметных результатов по отдельным предметам и взаимное их обогащение и опора друг на друга на деятельностном уровне: методов форм организации деятельности на уровне средств: заданий источников информации мультимедиа … Выделение мета методического компонента
Умение приводить примеры и контрпримеры выбор из списка объектов, удовлетворяющих заданным условиям типизация объектов по указанному признаку поиск в источниках информации (в т.ч. в Интернет) объектов, удовлетворяющих выделенным характеристикам конструирование объектов с заданными свойствами (характеристиками) сравнение объектов по заданным характеристикам...
Опора на результаты, полученные в процессе обучения предмету на предыдущем этапе (преемственность) Опора на результаты, полученные при обучении другим учебным предметам (учет субъектного опыта)
Анализ содержания обучения с точки зрения его возможностей для достижения определенных результатов Выделение и формулировка личностных и метапредметных результатов Необходимое дополнение системы заданий, предлагаемых в учебниках и учебных пособиях Дополнение содержания источниками информации Выбор методов и форм, адекватных запланированным результатам
Умение работать с информацией (?) умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий (география) развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации (ин.язык) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях (история) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации (математика) …
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях (история)
Умение формулировать и обосновывать выводы Вопросы-задания: Правда ли, что…? Верно ли утверждение…? Можно ли утверждать, что …? … Найдите подтверждение (опровержение) в тексте (рассказе учителя, схеме, таблице, иллюстрации, карте, …) Дополнительные средства – источники информации
1. Общая программа достижения метапредметных и личностных результатов обучения в основной школе: Этапы развития и обогащения каждого из выделенных в ФГОС результатов Система средств, методов и форм, соответствующих эффективному достижению выделенных результатов Требования к проектированию процесса обучения 2. Программы достижения результатов по предметам (математика, химия, английский язык, история, обществознание, русский язык, литература) 3. Сценарии и примеры уроков
Недостаточно высокий уровень готовности педагогов: Мотивационная компонента Эмоционально-волевая компонента Познавательная компонента Недостаточная сформированность информационно-образовательной среды: Средства обучения Средства взаимодействия Методическое обеспечение Низкий уровень результатов на предыдущем этапе обучения