Цель: коллективное изучение трудностей обучения первоклассников и пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин. Задачи работы по преемственности: 1. Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую; 2. Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе; 3. Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям; 4. Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.
Цель работы по новому Государственному стандарту для ПЯТИКЛАССНИКОВ: 1. Помочь принять новую позицию – ученика основной школы; 2. Способствовать формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации; 3. Помочь детям принять «новых» учителей; 4. Повысить уровень психологической готовности к обучению; 5. Помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю; 6. Развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.
Цель работы по новому Государственному стандарту : Для учителей-предметников: снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу; создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги; помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение;
Для родителей: снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом; создать атмосферу сотрудничества; договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года; выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
Причины возникновения проблемы: 1. Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях; 2. Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; 3. Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста; 4. Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста; 5. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения; 6. Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
: Причины падения успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной школы в основную: 1. Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно. 1. Для среднего звена характерно «обезличивание» в подходе к ученику учителем- предметником. 2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика. 2. Ученик видится учителю несовершенным в сравнении со старшими школьниками, к нему предъявляются завышенные требования. 3. Преобладание устных форм работы только по одному источнику (учебнику). 3. Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов. 4. Письменная работа с разными источниками не развернута и вызывает трудности. 4. Научно-популярные тексты - нового уровня, содержат больший по объему теоретический материал, проблемную направленность. 5. Основные тексты – художественные и научно-популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей.
Результаты анкетирования родителей учащихся 5-х классов по адаптации к школе согласно новому Государственному стандарту (68 родителей) 2013/2014 уч.год. Цель - выявление трудностей адаптационного периода. 1. Охотно ли Ваш ребенок идет в школу? А.Неохотно 12% б. Без особой охоты 43% в. Охотно, с радостью 31% г. Затрудняюсь ответить. 14% 2. Вполне ли ваш ребенок приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? А. Пока нет 10% б. Не совсем 38% в. Основном, да 46% г. Затрудняюсь ответить 6% 3. Переживает ли ребенок свои учебные успехи и неудачи? А. Скорее нет, чем да 6% б. Не вполне 24% в. В основном да 56% г. Затрудняюсь ответить 14% 4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями? А. Иногда 16% б. Довольно часто 68% в. Нет 6% г. Затрудняюсь ответить 10% 5. Сколько времени ребенок в среднем на ежедневное выполнение д/заданий - от 3 до 5 часов 6. Нуждается ли ребенок в помощи при выполнении Д/з А. Довольно часто 41% б. Иногда 32% в. Не нуждается в помощи 21% г. Затрудняюсь ответить 6% 7. Как ребенок преодолевает трудности в работе. А. Перед трудностями сразу пасует 6% б. Обращается за помощью 58% в. Старается преодолеть сам, но может отступить 22% г. Настойчив в преодолении трудностей 14% 8. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? А.Сам этого сделать не может 6% б. Иногда может 37% в. Может, если его побудить к этому 47% г. Как правило, может 10% 9. Часто ли ребенок жалуется на своих одноклассников, обижается на них? А.Довольно часто 4% б. Бывает, но редко 67% в. Такого практически не бывает 25% г. Затрудняюсь ответить 4% 10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения? А. Нет 12% б. Скорее нет, чем да 61% в. Скорее да, чем нет 23% г. Затрудняюсь ответить 4% 11. Какие предметы, на Ваш взгляд, являются самыми трудными для Вашего ребенка? Иност.язык – 41% Укр.язык – 32% Математика -26% Природоведение – 7% Рус.язык – 7% 12. В чем Вы видите причину этих трудностей? 1. Слишком тяжелая и объёмная учебная программа. 2. Рано пошёл в школу. 3. Мало ребёнок уделяет времени на уроки. 4. Дополнительные занятия. 5. Слабая подготовка в начальной школе. 6. Нет времени на проверку д/заданий. 7. Лень.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПО НОВОМУ ГОССТАНДАРТУ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ- ПРЕДМЕТНИКОВ 1. Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 –х классов. 2. Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, классными руководителями - внеклассных мероприятий. 3. Изучение учебных программ: учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений. 4. Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по «щадящему режиму».
Круглый стол по проблеме «Психолого-физиологические аспекты адаптации учащихся во время перехода с одной возрастной группы в другую, согласно новому Государственному стандарту» 2013/2014 уч.год.