Урок литературы в 10 классе, Копейкина Анна.
До: 1 урок - Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. 2 урок - Замысел автора и история создания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 3 урок - Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Особенности раскрытия характера Раскольникова. После: 5 урок - Теория Раскольникова. Двойники Раскольникова. 6 урок - Образ Сони и библейские мотивы в романе. 7 урок - Наказание и покаяние Раскольникова. Крушение теории Раскольникова. 8 урок - Авторская позиция в романе и способы ее выражения. 9 урок - Сравнительный анализ произведения «Преступление и наказание» и «Идиот». 10 урок - Контрольное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот».
Обучающая: -выявить психологизм прозы Достоевского. -Научить детей выявлять особенности каждого писателя (его мастерство). Развивающая: -развить понимание психологизма Достоевского. Воспитательная: -воспитывать любовь и интерес к творчеству Ф. М. Достоевского.
Оборудование: рабочая тетрадь, презентация, текст произведения. Тип урока: урок-формирование знаний, умений, навыков.
Объяснительно- иллюстративный. Репродуктивный. Слово учителя, комментированное чтение, работа по учебнику, беседа.
*Домашним заданием было выявить отличительные особенности прозы Ф.М. Достоевского. 1 этап – Организационный этап (3 минуты). 2 этап – Проверка домашнего задания (7 минут). На данном этапе осуществляется проверка д.з. Учитель выслушивает мнения учеников об особенностях прозы Ф.М. Достоевского. 3 этап –Формирование знаний (15 минут). На данном этапе учитель проводит мини- лекцию. Он рассказывает о психологизме прозы Ф.М. Достоевского, о том, что такое психологизм вообще, и как он проявляется у Достоевского. Учитель также рассказывает о важности психологической детали и полифонии в творчестве данного писателя. В конце записываются определения и выводы. 4 этап – Работа с текстом (17 минут). На данном этапе ученик работает с текстом и выявляет психологизм Ф.М. Достоевского в романе Преступление и наказание, рассматриваются психологические детали, все выводы записываются в тетрадь 5 этап – Домашнее задание (3 минуты). Д.з.: найти и отметить в тексте двойников Раскольникова, найти и отметить в тексте теорию Раскольникова.
На 4-м этапе ученики под руководством учителя работают с текстом и самостоятельно делают выводы. Рассматриваются психологические детали: цвета, звуки, элементы портрета, интерьера, город, сны героя, внутренние монологи и т.д.