Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи старших дошкольников Самбурова Л.А. – учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад 48
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня развития. 1. Проверка состояния фонематического восприятия. Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее БА - ПАПА - БА СА - ШАША - СА ША – ЖА - ШАЖА – СА - ЖА ЦА – СА - ЦАСА – ЦА - СА РА – ЛА - РАЛА – РА - ЛА Это комплексное задание, которое позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия.
2. Исследование артикуляционной моторики Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения: Губы в улыбке; Язык «лопаткой» – широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; Язык «иголочкой» – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт; «маятник – рот приоткрыт, язык высунут и с одинаковой скоростью попеременно передвигается от одного уголка рта к другому; Чередование движений губ «улыбка – трубочка».
3. Исследование звукопроизношения Инструкция: повторяй за мной слова: Собака МаскаНос Сено ВасилекВысь Замок Коза Зима Магазин Цапля ОвцаПалец Шуба КошкаКамыш Жук Ножи Щука ВещиЛещ Чайка ОчкиНочь Рыба КороваТопор Река ВареньеДверь Лампа МолокоПол Лето КолесоСоль При необходимости можно уточнить произношение других согласных [Б П Т Д Г К Х]
4. Исследование сформированности звуко - слоговой структуры слова Инструкция. Повторяй за мной слова: ТАНКИСТЫ КОСМОНАВТ СКОВОРОДА ВЕЛОСИПЕД ПИНГВИН
Серия II – Исследование сформированности грамматического строя речи Повторение предложения Инструкция: прослушай предложение и повтори как можно точнее. Птичка свила гнездо. В саду было много красных яблок. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Петя показал, что он не пойдет гулять, потому что холодно На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Верификация предложений. Инструкция: я прочту предложение, если в нем будет ошибка, исправь ее. Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. Составление предложений из слов в начальной форме. Инструкция: я назову слова, а ты составь из них предложение. Мальчик – открывать – дверь Сидеть – синичка – на - ветка Груша – бабушка – внучка – давать Витя – косить – трава – кролики – для Петя – купить – шар – мама - красный
Дополнение предложения предлогами Инструкция: в предложении пропущено слово, вставь его. Лена наливает чай … чашки. Птенец выпал … гнезда. Щенок спрятался … крыльцом. Деревья шумят … ветра. Пес сидит … конуры. В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи: Стимулирующая («Неверно, подумай еще») В виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливают чай куда?»)
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падеже. Дом - дома Дом – много домов Стол - … Стул - … Окно - … Звезда - … Ухо - …
Серия III. Исследование лексики и навыков словообразования Названия детенышей животных У кошки - котятаУ коровы – телята, а у … У козы - …У собаки - … У волчицы - …У курицы - … У утки - …У свиньи - … У лисицы - …У овцы - … У львицы - …У лошади - …
Образование относительных прилагательных Инструкция: Варенье из малины – малиновое …Кисель из клюквы - … Из черники - …Морс из сливы - … Из вишни - …Салат их моркови - … Из яблок - …Суп из грибов - … Из сливы - …Лист дуба - … Кукла из соломы …Лист – осины - … Корка изо льда - …Лист – клена …
Образование качественных прилагательных Инструкция: Жара Если днем жара, то день жаркий Мороз … Солнце … Снег … Ветер … Дождь …
Образование притяжательных прилагательных СобакаУ собаки лапа собачья Кошка… Волк… Медведь… Лев… Лиса…
Серия IV. Исследование связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок Инструкция: посмотри на эти картинки, разложи их по порядку и составь рассказ. Пересказ прослушанного текста. Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься его пересказать. Белка. Клава гуляла по аллее и увидела белку. Белка сидела на елке и смотрела на Клаву. Клава достала из портфеля конфету и показала белке. Белка спустилась с елки и села Клаве на ладошку. Клава погладила белку. Белка взяла конфету и унесла ее в дупло. Рассказ предъявляется не более двух раз.
Список литературы Волкова Л.С., Логопедия [Текст] Л.С.Волкова – М: Просвещение, 1989 г. Крупенчук О.И., Научите меня говорить правильно! [Текст] О.И.Крупенчук – СПб: Издательский Дом «Литера», 2013 г. Нищева Н.В., Система коррекционной работы. [Текст] Н.В.Нищева – СПб: Детство – Пресс, 2003 г. Ткаченко Т.А., Если дошкольник говорит плохо. [Текст] Т.А.Ткаченко – М: Пресс, 2013 г. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н., Логопедия в детском саду. [Текст] Л.Н.Смирнова, С.Н.Овчинников, М: Мозаика – Синтез, 2010 г.