Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Цели урока: Определение особенностей художественного стиля речи; Анализ содержания и проблематики исходного текста; Комментирование проблемы, позиции автора, обозначенных в тексте; Выражение и аргументация собственного мнения; Последовательное и логичное изложение своих мыслей.
Особенности художественного стиля: Речевые особенности: эмоциональность, образность, объективность. Сфера применения: художественные произведения: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма, стихотворение и др. Языковые средства: слова с конкретным и переносным значением, эмоционально- оценочные слова, сочетание глаголов прошедшего и настоящего времени, сложные и простые предложения разных типов.
Особенности художественного стиля: Изобразительно-выразительные средства: Эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение; Гипербола, литота; Стилистические фигуры: антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, умолчание.
Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Проблема философская, социальная, политическая, экологическая, нравственная.
Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста Кто герой? Что в его жизни происходит? Что он переживает? Что он делает? Что видит? Как поступает? Почему?
Критерий 3. Отражение позиции автора Позиция – точка зрения, мнение о каком-либо вопросе. Зачем писателю надо было рассказать об этом? Какие мысли, чувства автор передает читателю?
Критерий 3. Отражение позиции автора Рассказать о позиции автора художественного текста можно не только с помощью слов «автор считает», «по мнению автора», но и с помощью словосочетаний, содержащих эмоциональную оценку: Читатель чувствует авторское восхищение, одобрение, сочувствие
Критерий 2. Комментарий к сформулированной проблеме Комментарий – 1. Объяснение, толкование какого-либо текста(комментарий текстуальный). 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-нибудь (комментарий концепционный). Концепция – система взглядов на что- нибудь, основная мысль.
Критерий 2. Комментарий к сформулированной проблеме 1. Текстуальный комментарий. На каком материале строится текст: жизненном или литературном? На какие детали, эпизоды, поступки героев обращает внимание автор? Почему? Какие эмоции отражены в тексте? (ирония, сочувствие, сострадание, грусть, радость, восхищение и т.д.)
Критерий 2. Комментарий к сформулированной проблеме 2. Концепционный комментарий. Какому типу принадлежит проблема? Важна ли, интересна ли проблема? Почему? Может ли затронуть мысли и чувства читателя, оказать на него влияние? Какое? Часто ли встречаются подобные ситуации в жизни? Всякий ли человек способен сделать правильный выбор?
Критерий 4. Аргументация собственного мнения по проблеме Аргументировать – приводить доказательства. Экзаменуемый должен привести не менее двух аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы.
Критерий 4. Аргументация собственного мнения по проблеме Эпизоды каких литературных произведений вызывают у читателя чувства, подобные чувствам героя рассказа Владимирова? Героям каких произведений приходилось делать свой нравственный выбор?
Критерий 4. Аргументация собственного мнения по проблеме Помните: аргументация должна быть связана с обозначенной проблемой! Примеры,вызывающие эмоциональный отклик адресата; Указание на положительные или негативные последствия выбора, сделанного героем.
Н.Заболоцкий «Журавли»; С.Есенин «Песнь о собаке»; Ч.Айтматов «Плаха». яяя
Заключение Должно быть органично связано с основным текстом. Опять вернитесь к проблеме и сделайте вывод в 1-2 предложениях.