НЕЗНАКОМЫЕСЛОВА: решаемая проблема Тоисева И.В. Методист Международного Академического Центра «Вектор» Учитель высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназии 11, Санкт-Петербург
Цели и задачи Увеличение скорости чтения путем правильного обращения с незнакомыми словами Отделение главных слов от второстепенных Определение значения слова по контексту Определение частеречной принадлежности Определение значения слова по форме слова (части речи)
Ход урока: этап 1 Учащимся предлагается текст, в котором содержится от 5 до 10 незнакомых слов и выражений, к тексту прилагается задание, или текст (тексты) содержат вымышленные слова (nonsense words). Учитель выдает карточки, в которых приведены те способы решения задания, к которым потенциально прибегают учащиеся при столкновении с незнакомыми словами.
Пример карточки 1. I continue reading and try not to worry about the words I dont understand 2. I look all the words up in a dictionary 3. I look up important words in my dictionary 4. I try and work up the meaning of important words from the context
Этап 2 Учащиеся отмечают те способы решения, к которым они прибегают. Учащиеся получают другую карточку с комментариями к способам решения и соотносят их со способами решения. A.This doesnt work. Some words are not important and it takes much too long to read the text B.This is a very good idea. When you work out the meaning from the context you usually remember the new word better/ C.This is not such a good idea. You might not understand anything at all D.This can be very useful? But I only do it when I have already tried to work out what the word means from the context
Этап 3 Учитель пишет на доске (или выводит на экран, если урок проводится с применением ИКТ): The cat was sleeping in his favourite spot on the Chesterfield. I sat down next to him. Учащиеся определяют значение слова по контексту (Слово Chesterfield практически наверняка является незнакомым) Используя этот пример, выделяются следующие шаги: 1. определяется частеречная принадлежность слова; 2. изучаются слова и предложения перед и после незнакомого слова; 3. учащиеся стараются подобрать слово, которое могло бы заменить данное незнакомое слово.
Этап 4 Затем учащиеся выполняют следующее упражнение: Look at the words in italics in these sentences (they are not real English words!). Decide what they mean by looking at the words and sentences before and after them. Underline the words that help you decide. A bright red gimble came round the corner very fast and almost knocked me down. The driver didnt even see me. A gimble is :A. a type of car B. a type of animal Количество заданий в упражнении и их сложность варьируют в зависимости от уровня подготовки учащегося.
Этап 5 Учащиеся возвращаются к тексту (текстам), который они получили в начале урока: This luxury flopper is designed to give you the flopper you want in the comfort of your own home. Weighing only 3 floppers, its ploppy, ploppy, but incredibly ploppy. And it has all the things youd expect to find on a flopper twice the price. Whether youre plipping up, keeping ploppy, building flopper or getting in shape for the first time, the flopper is the answer to your prayers.
Работа с подобными текстами 1. Соотнесите текст или тексты со следующими вопросами: Which text(s)… 1)Is telling a story?____________ 2)Offers advice?____________ 3)Give information about products?____________ 4)Is set in a doctors surgery?____________ 5)Tells us how much something costs? ____________ 6)Tries to persuade us to buy something?____________ 7)Has characters?____________ 8)Would be found in a catalogue?____________ 9)Is an advertisement?____________ 10)Says something can be used for several purposes? ____________ 11)Present factual information?____________ 12)Express an opinion?____________
Обсуждение 2. Did you choose the same text numbers? How did you decide on your answers? What kind of words do you think plip, ploppy, flopper and flippily are (nouns, verbs, adjectives, etc)? Discuss your answers and write down below Plip_____________ Flopper_____________ Ploppy_____________ Flippily _____________
Подберите к тексту заголовок Now choose the best title for each text and write it on the line. You will use only one of the titles. Do what I say! Exercise machine A visit to the doctors Fact or fiction? Want to get fit? Now you can! Buy them now Carols Deans health column Write the title in the space provided: ____________________________________________________ (правильный ответ: Want to get fit? Now you can!)
Дальнейшая работа с текстом Учащиеся «восстанавливают» текст, заменяя nonsense words на слова, подходящие по смыслу. Задание может выглядеть так: Think of the words which might go instead of the nonsense words. Rewrite the texts. В качестве домашнего задания можно предложить переделать текст (тексты), заменив смысловые слова на «nonsense» words так, чтобы основное содержание текста было бы понятно. Критерием правильности выполнения задания служат правильные ответы других учащихся. Например, правильно подобранный заголовок.
Библиография При подготовке к уроку были использованы следующие пособия: 1. Мария Вербицкая, Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку, Macmillan, Sally Burgess. Going for gold – Intermediate Maximiser, Longman, Sally Burgess, Katie Head. How to teach for exams, Longman, 2005
END