Автор : Хохлова М. С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043
Текст 28: « Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы : звук, морфема, слово, словосочетание, предложение … И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу ». ( Михаил Викторович Панов, русский ученый - лингвист ) Задача выпускника – доказать в своем сочинении, что язык – это сложная многоуровневая система, все части которой находятся в постоянном взаимодействии. Для аргументации необходимо связать разные языковые единицы : например, морфему и слово, слово и словосочетание, словосочетание и предложение и т. д. Такая работа уже неоднократно проводилась при написании сочинений по темам из других блоков.
Тезис + комментарий 2 аргумента из текста с указанием их роли в тексте Вывод, подтверждающий ( или опровергающий ) тезис
Высказывание : « Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы : звук, морфема, слово, словосочетание, предложение … И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу », - писал М. В. Панов. Тезис : Действительно, язык – это очень сложная многоуровневая система, все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. Комментарий : Подобно кирпичикам в стене дома языковые единицы создают единое целое, которое мы и называем « языком ». И если хотя бы один из этих « кирпичиков » исчезнет или деформируется, может нарушиться целостность всей « стены » или, другими словами, может исказиться речь.
Подтвердим высказывание примерами из текста. Рассмотрим предложение 2: в нем впервые встречается имя героя – « Гриничка ». В этом слове четко выражено отношение окружающих к персонажу – ласковое и в то же время несколько пренебрежительное. Что помогает читателям понять это ? Суффикс - ичк -. В данном случае мы видим взаимосвязь лексического значения слова с его составом, лексики и морфемики. Или рассмотрим другой пример : в предложении 25 встречаем словосочетание « корявые руки ». Слова в нем связаны по смыслу и грамматически, при помощи окончания слова « корявые », являющегося эпитетом. Словосочетание « корявые руки » позволяет расширить представление читающего о руках Гринички, понять, что они старые, загрубевшие, со смуглой кожей, то есть более конкретно обозначает предмет. Налицо связь синтаксиса и лексики.
Итак, прав был М. В. Панов : язык – это сложная система. Давайте беречь наш великий язык, сокровищницу нашего народа !
« Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы : звук, морфема, слово, словосочетание, предложение … И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу », - писал М. В. Панов. Действительно, язык – это очень сложная многоуровневая система, все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. Подобно кирпичикам в стене дома языковые единицы создают единое целое, которое мы и называем « языком ». И если хотя бы один из этих « кирпичиков » исчезнет или деформируется, может нарушиться целостность всей « стены » или, другими словами, может исказиться речь. Подтвердим высказывание примерами из текста. Рассмотрим предложение 2: в нем впервые встречается имя героя – « Гриничка ». В этом слове четко выражено отношение окружающих к персонажу – ласковое и в то же время несколько пренебрежительное. Что помогает читателям понять это ? Суффикс - ичк -. В данном случае мы видим взаимосвязь лексического значения слова с его составом, лексики и морфемики. Или рассмотрим другой пример : в предложении 25 встречаем словосочетание « корявые руки ». Слова в нем связаны по смыслу и грамматически, при помощи окончания слова « корявые », являющегося эпитетом. Словосочетание « корявые руки » позволяет расширить представление читающего о руках Гринички, понять, что они старые, загрубевшие, со смуглой кожей, то есть более конкретно обозначает предмет. Налицо связь синтаксиса и лексики. Итак, прав был М. В. Панов : язык – это сложная система. Давайте беречь наш великий язык, сокровищницу нашего народа !
Опираясь на материалы урока, напишите сочинение С 2 по тексту 32. Необходимо прокомментировать слова современного российского писателя А. Кнышева : « Буквы сливаются в слова, слова складываются в предложения, предложения соединяются в образы, образы сливаются в сюжеты, сюжеты образуют мысль ».