Методика работы над сжатием текста изложения (задание С1)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В третьей части экзаменационной работы 2013 года представлено только одно задание С 2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Альтернативного.
Advertisements

По русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Для подготовки к ГИА 1Фирстова С. В.. Задания С2.1 и С2.2 (выбрать нужно только одно!) проверяют коммуникативную компетенцию выпускников, в частности.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Русский язык. 9 класс Государственная итоговая аттестация по русскому языку выпускников 9-х классов в новой форме.
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Транксрипт:

Методика работы над сжатием текста изложения (задание С1)

Последовательность приёмов работы над сжатым изложением Визуальное восприятие текста Восприятие текста на слух

Последовательность работы при визуальном восприятии текста 1. Прочитайте исходный текст. 2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ). 3. Подчеркните ключевые слова и предложения. 4. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно. 5. Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.

Последовательность работы при визуальном восприятии текста 6. Используя различные способы сжатия, сократите текст. 7. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи информации каждой из них. 8. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла. 9. Напишите сжатое изложение.

Последовательность работы при восприятии текста на слух 1. Прослушайте исходный текст. 2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор? ). 3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений. 4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.

Последовательность работы при восприятии текста на слух 5. Выберите способы компрессии для каждой части текста. 6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. 7. Проверьте связь между частями изложения, а также наличие авторского замысла. 8. Напишите сжатое изложение.

Основные принципы сжатия текста В результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ. Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста.

Основные приёмы компрессии текста Исключение – отдельных членов предложения, однородных членов, повторов; одного или нескольких синонимов; фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др. Замена – однородных членов обобщающим словом, фрагмента предложения синтаксическим синонимом, прямой речи косвенной, предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др. Слияние – двух простых предложений. Как правило, сопровождается заменой и / или исключением.

Методика работы над сочинением (задание С2)

С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания АВТОР «ЦИТАТА» ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Тезис Тезисом в сочинении С2 являются слова АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Начать сочинение можно словами АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Алгоритм работы над сочинением (задание С2)

4. Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте своё понимание цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста. 3. Определите роль этих языковых явлений в тексте.. 2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нём есть. 1. Внимательно прочитайте цитату. О чём в ней говорится? О каких языковых явлениях идёт речь? Подчеркните в цитате ключевые слова.

Модель 1 (от общего к частному) Вывод Второй пример языкового явления и его роль Первый пример языкового явления и его роль Тезис. Рассуждения о смысле высказывания

Модель 2 (от частного к общему) Тезис (вывод) Второй пример языкового явления и его роль Первый пример языкового явления и его роль Вступление

Категория наклонения «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)

Модель 1. Пример сочинения Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые. Эти значения наклонения использованы автором текста. Например, действительность, окружающая героя, описана с помощью глаголов в форме изъявительного наклонения: «шумел дождь», «скрипели половицы», «сидел у окна» (предложения 1-6).

Модель 1. Пример сочинения Скучной обыденности Г.Андреев противопоставляет мир мечты. Так, желания героя показаны с помощью глаголов в форме условного наклонения: «Забросить бы всё эти бессмысленные бумаги и отправиться в путешествие» (предложение 18). Завершает текст предложение с глаголом в повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!» (предложение 37). Этот призыв также ведет читателя в идеальный мир, где нет бессмысленной скуки. Таким образом, с помощью различных форм наклонения глагола автор противопоставляет внешний окружающий мир внутреннему миру своего героя.

Модель 2. Пример сочинения Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д.

Модель 2. Пример сочинения В последнем абзаце появляются глаголы в условном (предложение 18) и повелительном наклонении: «Помните о главном, о том, что ни в коем случае нельзя забывать!». Эти действия не происходят, но они изображены автором как желательные и очень важные. Таким образом, А.А.Потебня прав: повелительное и условное наклонения схожи в том, что выражают не действительные, а существующие только в мысли говорящего события.

Аргументы Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1.

Задание А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выписывать» (предложение 20). 1) списывать какое-нибудь нужное место из книги 2)писать что-нибудь полностью 3)тщательно писать красками 4)делать заказ о доставлении чего-нибудь

Задание А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поток» (предложение 17). 1)стремительно текущая водная масса 2)движущаяся масса чего-нибудь 3)конвейерная система производства 4)часть общего состава учащихся

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. 2) Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14… 3) Важно то, что я пришла в ужас от мысли, что читаемые мною второсортные книги, поглощая отмеренные человеку для чтения часы, явно меня чего-то лишают. 4) Кто-то и во всю свою жизнь многих из них так и не увидит и, конечно, не прочтёт.

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1)Мысленно я проделывал все геройские подвиги казаков- завоевателей, плавал в лёгких байдарках, питался рыбой у чукчей, собирал гагачий пух по скалам. 2)В нём, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей. 3)Мой отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. 4)Каждая книга пройдёт через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа.

Задание А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Раз уж идти, то она возьмёт в театр свой класс. 2) Может, от скуки народ и соберётся. 3) А как проверить, не был ли Шекспир трепачом? 4) Танины ученики умирали со смеху.

Задания В1 Замените разговорное слово «навалом» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Замените просторечное слово «брехня» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Замените книжное слово «взываю» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.

Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование.

Речевые клише для аргументации В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению. В качестве примера можно привести предложение … текста.

Речевые клише для аргументации Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … Это подтверждает вывод о том, что …. Проиллюстрировать это лексическое (или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как ….