17 декабря 2010 года приказом Министерства образования и науки РФ утвержден ФГОС ООО. Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Одно из принципиальных отличий ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Цель проекта: разработать педагогическую модель по языковому развитию личности на всех этапах обучения, в организации урочной, внеурочной деятельности и воспитательной работы школы «Языковое развитие личности в системе общего образования в условиях перехода на ФГОС»
Тема школы в рамках экспериментальной работы: « Языковое развитие личности через текстовую деятельность в урочное и внеурочное время». Цель: разработать организационно – педагогическую модель по языковому развитию личности на всех уровнях школьного образования, включая урочную и неурочную деятельность; выявить условия реализации организационно – педагогической модели и проверить эффективность её реализации
ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ Замещение полноценного вербального общения редуцированной коммуникацией, порой в деформировано-ненормативном виде, с низкой орфографической и пунктуационной грамотностью. Культивирование и удовлетворение - в ущерб личностному и ценностно-смысловому развитию - прагматических, сиюминутно-бытовых потребностей школьников. Ограниченность, примитивизм мышления, падение общего уровня речевой культуры школьников.
В понятии « Языковая личность » методисты делают акцент на личность, лингвисты – на языковая, педагоги – на развитие
Уровень языковой личности Показатели уровня Единицы уровня Тесты, методики, методы 1. Вербально - семантический Владение системой языка, нормами устной и письменной речи, языковыми средствами выражения значений Слова и их значения Наблюдение Экспертная оценка устной и письменной речи, продуктов речевой деятельности ( анализ письменных текстов разных жанров, стилей. 2. Когнитивный Сформированность упорядоченной, более или менее систематизированной « картины мира, отражающей иерархию ценностей личности ; Уровень интеллектуальной сферы личности, выход через язык, через процессы говорения и понимания к знанию, сознанию, процессам познания ; Сформированность понятийного мышления ; Наличие языковой и речевой рефлексии. Понятия, идеи, концепты ( концептуальны е единицы ) Тест « Исключение лишнего » (3 класс ) Разработчик – Лаборатория azps.ru ШТУР, 1-5 субтесты « общая осведомленность », « аналогии », « классификация », « обобщение » (10 класс ) Тест структуры интеллекта Амтхауэра, 1-4 субтесты « вербальное мышление » (11 класс ) Тест Зиверта на определение коэффициента языкового интеллекта у детей подросткового, юношеского возраста ( от 14 лет ) Тест на языковое чутье. ( от 14 лет ) Разработчик – Лаборатория azps.ru 3. Прагматический Деятельностно - коммуникативные потребности личности ( переход в анализе языковой личности от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности в мире ) ( Ю. Н. Караулов ) Система целей, мотивов, установок и интенций личности Экспертная оценка участия в коммуникативных ситуациях ( конференции, конкурсы и др.) Тест коммуникативных умений Михельсона. Тест оценки уровня общительности Ряховского. « Опросник самоактуализации » ( тест САМОАЛ ) Э. Шостром
« Удачно поставленный вопрос и система вопросов порой являются той силой, которая движет целые области знания » Ю. И. Зуев « В вопросе - первый признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания » С. Л. Рубинштейн « Изучение действительности, решение тех или иных проблем, задач непременно предполагает постановку вопросов » Д. П. Горский " Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися ; можно познать самого педагога, ибо вопрос - это почерк его педагогического мастерства » Ш. А. Амонашвили Семинар – практикум « Методика обучения постановке вопросов к тексту »
Проблемные вопросы " Проблемный вопрос - это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия » А. М. Матюшкин « Проблемный вопрос является формой постановки проблемы " М. И. Махмутов Проблемный вопрос - особый и ведущий элемент проблемного обучения. - Почему корень растения растет вниз, а стебель - вверх ? -Почему у человека два глаза ? -Почему " к вам " пишется раздельно, а " квас " вместе ? - Почему кукла - неваляшка всегда встает " на ноги "? В каждом из этих вопросов в скрытом виде есть некие исходные данные, " условие ", известное и неизвестное. Формулировка первого вопроса в свернутом виде содержит следующую информацию : корень и стебель одного и того же растения растут в разные стороны. Нужно объяснить причину этого противоречия. Точно так же расчленяются на данное и искомое все проблемные вопросы.
Схема мыслительного процесса при постановке проблемного вопроса Выдвижение гипотезы ОбоснованиеПроверка гипотезы
Практикум 3 Сформулируйте продуктивные и / или проблемные вопросы Я – природа, Я – великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за соучастие Подарить – в моей всё это власти ! Гриб в лесу, ромашку на лугу, Небо в час восхода и заката, Иву над рекой … Не прими за дань : я не раба. Не забудь ты сам - моё творенье ! И у нас с тобой - одна судьба ! Да, ты вырос – ты простился с детством. Шире – что не год - твои шаги … Но не занимайся самоедством ! И былинку даже, что в наследство Я тебе вручила, Береги !
Как ныне сбирается вещий Олег 185 Олег Запомни же ныне ты слово мое : Воителю слава отрада ; Победой прославлено имя твое ; Твой щит на вратах Цареграда ; И волны и суша покорны тебе ; Завидует недруг столь дивной судьбе. Твой щит на вратах Цареграда И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной броней ты не ведаешь ран ; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов ; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего ». Олег усмехнулся однако чело И взор омрачился думой. В молчании, рукой опершись на седло, Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам, Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам ; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. « Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною ? И скоро ль, на радость соседей - врагов, Могильной засыплюсь землею ? Открой мне всю правду, не бойся меня : В награду любого возьмешь ты коня ». « Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен ; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле ; Но вижу твой жребий на светлом челе. Твой конь не боится опасных трудов ; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего ». Олег усмехнулся однако чело И взор омрачился думой. И гладит и треплет по шее крутой. « Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время ; Теперь отдыхай ! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся да помни меня. Вы, отроки - други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром ; В мой луг под уздцы отведите ; Купайте ; кормите отборным зерном ; Водой ключевою поите ». И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они... « А где мой товарищ ? промолвил Олег, Скажите, где конь мой ретивый ? Здоров ли ? все так же ль легок его бег ? Все тот же ль он бурный, игривый ?» И внемлет ответу : на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает : « Что же гаданье ? Кудесник, ты лживый, безумный старик ! Презреть бы твое предсказанье ! Мой конь и доныне носил бы меня ». И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости ; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил : « Спи, друг одинокой ! Твой старый хозяин тебя пережил : На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь ! Так вот где таилась погибель моя ! Мне смертию кость угрожала !» Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала ; Как черная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь … А. С. Пушкин « Песнь о вещем Олеге »
Анализ ( самоанализ ) урока Критерии Показатели 1. Чёткая поэтапная реализация целей урока -Ориентированность цели на результат ( что должны освоить обучающиеся – понятие, предметное действие, метапредметное действие : что должны научиться делать ?), - - возможность проверки результата ( есть ли конкретное практическое действие, выполнение / невыполнение которого продемонстрирует достижение цели ?), - - взаимообусловленность цели освоения предметных знаний и умений с развивающей и воспитательными целями. 2. Гибкое результативно е использование методов, приёмов, дидактических средств обучения -Целесообразность объёма времени на уроке, отведённого на освоение определённого способа действий ; - - целесообразность выбранных методов работы с учебным материалом в соответствии с этапом формирования умения - освоения нового способа, закрепление, самостоятельного использования в новой ситуации, логичность переходов от одного вида деятельности к другому.
Анализ ( самоанализ ) урока Критерии Показатели 3. Культура педагогическо го общения учителя с обучающимися -Организация взаимодействия по нескольким линиям : учитель - ученик, ученик - учебный текст - учитель, ученик - учебный текст – ученик ; - - реализация диалогических форм взаимодействия на уроке. 4. Объективност ь и оперативность оценки результатов учебной деятельности обучающихся -Наличие конкретного практического действия, выполнение / невыполнение которого продемонстрирует освоение определённых способов действий ; - - ориентированность оценочных процедур на раскрытие личностной составляющей - содержания концептосферы, личностных смыслов обучающегося, рефлексивности и диалогичности мышления.