«Развитие читательского интереса обучающихся специальных коррекционных классов VII вида через разнообразные формы работы» Из опыта работы Луневой Натальи Адамовны, учителя начальных классов
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский
Цель уроков литературного чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к систематическому изучению ее в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, читающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Задачи: формирование техники чтения и приемов понимания текстов на базе интереса к чтению; приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практического и ознакомления с отдельными теоретико – литературными понятиями на основе интереса к чтению; развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Как же сохранить естественный интерес у ребёнка к книге в период его обучения? нужно учить медленному чтению художественного текста; нужно понимать, что надо ребёнка учить читать не для нас взрослых, а для самого себя; необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и чтению про себя. Обучение такому чтению требует определённого методического подхода.
Три этапа работы с текстом, внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов»: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения. 3. Работа с тестом после чтения.
Формы внеклассной деятельности по развитию читательского интереса. Внеклассные занятия. Работа с учреждениями культуры. Работа с родителями.
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения П е р в а я г р у п п а – логические упражнения. 1. Что общего в словах и чем они различаются? мел – мель, мал – мял, мыл – мил 2. Назови одним словом. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж 3. Какое слово лишнее и почему? Красивый, синий, красный, желтый; 4. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог. Зима, рама; пуговица, молоток, лава; Раздели слова на группы. Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
В т о р а я г р у п п а – игры по составлению слов со словами Закончи предложение. По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г и р, в д р ы ы, о ы б б р. Шарады. Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда. А целое в музее Найдете без труда. (Картина) Ребусы. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока) Найди животное среди строк. Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду. Среди кустов царит покой, Здесь хорошо бродить одной.
Т р е т ь я г р у п п а – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами. 1. Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются к теме урока. 2. Составь предложения (3-4) к теме урока. В школе. Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
Ч е т в е р т а я г р у п п а – работа с текстом (учебник). 1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске. 2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске). 3. Задай вопросы по тексту или по части текста. 4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ П е р в а я г р у п п а – упражнения для расширения поля зрения. Определи разницу. Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование; беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.
В т о р а я г р у п п а – упражнения для активации органов речи. 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Скороговорки. 3. Чистоговорки. 4. Различные виды чтения: а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя; б) хоровое чтение; в) чтение в парах; г) чтение одновременно с ведущим; д) чтение с убыстрением темпа; е) чтение с переходом на незнакомый текст; ж) чтение в темпе скороговорки;
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ. 1. Чтение слова с разными оттенками интонации. 2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации. 3. Упражнения дыхания. 4. Упражнения для развития голоса. 5. Упражнения для дикции. 6. Чтение небольших стихов, например: Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. И несут меня не кони, А блестящие коньки.
Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует: - формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; - умению работать с литературой определенного рода; - умению правильно анализировать, сопоставлять высказывать или описывать свое мнение; - формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.