Практикум
1. Алгоритм выявления проблемы художественного текста. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях. 2. Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества. 3. Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
2. Алгоритм выявления проблемы художественного текста. Выявите основную мысль текста Запишите ее в виде законченного предложения. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.
Раскройте скобки и расставьте знаки препинания Чехов никогда не забывал что любовь к человечеству лишь тогда плодотворна когда она сочетается с живым участием к судьбам отдельных людей пишет Корней Чуковский. По словам Дмитрия Сергеевича Лихачёва (Я, я)зык человека это его мировоззрение и его поведение. Как верно заметила А. Павловская (С, с)егодня роль книги в обществе заметно упала.
Раскройте скобки и расставьте знаки препинания Почему люди стали равнодушны к красоте природы спрашивает автор (Н, н)аш мир по-прежнему прекрасен и удивителен. Вспоминается знаменитая фраза Антуана де Сент-Экзюпери (Т, т)ы навсегда в ответе за всех кого приручил. Один юморист точно заметил что хам остаётся хамом, даже когда извиняется.
ЗАПОМНИТЕ! 1. ПРОБЛЕМА (КАКАЯ?) сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешенная и т.п. 2. ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.п. Проблема (чего?) смысла жизни. Вопрос (о чем?) о смысле жизни.
Отредактируйте предложения 1. Это трясина, в которую легко попасть, но трудно выбраться. 2. Текст заставил меня задуматься над умением и необходимость сочувствия окружающим. 3. Нужно знать великих учёных, академиков и писателей. 4. Никто не заменит таких великих писателей, как Пушкина, Лермонтова, Достоевского. 5. Автор поднимает проблему не только филологическую, сколь социальную. 6. Я очень люблю читать как книги, так и другие средства массовой информации. 7. Людям нужно читать не только научную, но и полезную литературу.