Выполнила учитель начальных классов Юхтанова Е. А год Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида 3 г. Комсомольск-на Амуре « Урок чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида ».
Задачи и содержание уроков чтения Вырабатывать у детей навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Развивать произношение, внимание, память, логическое мышление, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Исправлять недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, устранять нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления. Расширять кругозор учащихся, обогащать их представления о природе, нравственных правилах поведения человека в обществе; Формировать положительные личностные качества учащихся; развивать речь и мышления; знакомить с элементами литературоведческих представлений.
План комбинированного урока 1. Организация класса для работы. 2. Речевая гимнастика. 3. Проверка домашнего задания. 4. Установка на восприятие текста. 5. Первичное восприятие текста. 6. Небольшая пауза для сохранения эмоционального состояния, настроения. 7. Эмоционально-оценочная беседа. 8. Многократное прочтение текста и работа над пониманием содержания. 9. Обобщающая беседа. 10. Работа над планом произведения. 11. Подготовка к пересказу. 12. Заключительное (итоговое) чтение или беседа. 13. Домашнее задание. 14. Оценка работы учащихся на уроке.
Основные этапы работы над чтением рассказа 1. Подготовка учащихся к восприятию текста. 2. Словарная работа. 3. Выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или детьми. 4. Вторичное чтение текста школьниками. 5. Анализ прочитанного при повторном чтении. 6.Составление плана, пересказ. 7. Работа над выразительными средствами художественного произведения. 8. Характеристика героя. 9. Обобщение прочитанного материала.
Подготовка к восприятию текста Задача данного этапа: 1. расширить представления учащихся о событиях и явлениях, изображенных в произведении; 2. подготовить детей к эмоциональному восприятию произведения; 3. раскрыть лексическое значение слов.
Чтение текста учителем Цель данного этапа обеспечить первичное целостное восприятие текста, которое не предполагает глубокого проникновения в произведение, осмысливания его со всех сторон.
Краткая беседа для выявления эмоционального отношения к прочитанному Краткая беседа способствует: выявлению эмоционального отношения учащихся к прочитанному. Учащиеся отвечают на вопросы общего характера, не углубляясь в смысл и содержание текста, учащиеся должны ответить на вопрос, который учитель ставит непосредственно перед чтением.
Чтение текста учащимися по частям и анализ текста Основная цель этого этапа усвоение содержания читаемого текста и его анализ. Учитель заранее намечает, на какие логически законченные части делится текст. После прочтения учащимися каждой части выясняются ее содержание, главная мысль, значение непонятных слов и выражений. С помощью соответствующих вопросов учащиеся подводятся к осознанию образов, их взаимоотношений. При этом выявляется отношение писателя и учащихся к действующим лицам.
Повторное чтение текста учащимися Цель повторного чтения закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Задания здесь могут быть самые различные: в виде выборочного чтения; соотнесение отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге; зарисовка героев; установление сходства и различия прочитанного произведения и конкретной жизненной ситуации. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана.
Пересказ прочитанного Цель пересказа выяснить, насколько учащиеся правильно поняли содержание прочитанного текста, как они прочувствовали его. На уроках могут практиковаться различные виды пересказов: словесное рисование, подробный и краткий пересказ, пересказ из личного опыта.
Заключительная ( обобщающая ) беседа Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные выводы, сделанные при разборе частей. В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся.
Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения 1. Разбор значений слов - синонимов. 2. Разбор значения слов - синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения. 3. Самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом. 4. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения. 5. Работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов ( синонимов и антонимов ). 6. Работа с фразеологизмами. 7. Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки. 8. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста. 9. Упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности значения слов и выражений.
Приемы работы над правильностью чтения Многократность прочтения текста со сменой заданий: чтение по заданию; эстафета цепочкой; выборочное чтение; распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого; хоровое чтение трудной части рассказа; чтение по ролям (с 3-го класса).
Приемы работы над правильностью чтения 2. Предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; 3. Совершенный способ чтения. Использование различных игровых приемов: игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели); игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения); игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников). 4. Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения: отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет); чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает); следи, будешь исправлять ошибки (не более одного предложения).
Работы по формированию беглого чтения Многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев); речевая разминка (пятиминутка); сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста; игровые моменты те же, что и при работе над правильностью чтения; прием подсчета слов («жужжащее» чтение); развитие смысловой догадки;
Для развития смысловой догадки Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе. Как вы думаете, произведение с таким названием будет веселым или грустным? Можно ли по названию узнать, кто будут главные герои этого произведения? Можно ли сказать положительные это герои или отрицательные? Почему? Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе? Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ? Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено. Закончите предложение. Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов. Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.
Приемы работы по формированию навыка выразительного чтения подражание речи учителя; скороговорки; хоровое чтение; артикуляционная гимнастика; физминутки; участие в художественной самодеятельности; работа над логическим ударением в ответах на вопросы; чтение по ролям, драматизация текста; прослушивание грамзаписи; прием тонирования.
Речевая гимнастика упражнения для дыхания; упражнения по модуляции силы голоса; упражнения по отработке интонации, темпа речи; упражнения по совершенствованию выразительности речи; по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).
Таким образом, работа, направленная на развитие у детей с ОВЗ навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекает в единстве, способствует пониманию текста и одновременно развитию техники чтения.
Используемые источники 1. Аксёнова, А. К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе [ Текст ] / А. К. Аксёнова. – М.: Просвещение, Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной ( коррекционной ) школе : Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. ( Коррекционная педагогика ). 3. Шишкова, М. И. Развитие осознанного чтения в школе VIII вида // Коррекционная педагогика 1(19), 2007, с Шишкова, М. И. Развитие навыка выразительного чтения у умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика 2(20), 2007, с Лалаева, Р. И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева. – Л., Мирский, С. Л. Индивидуализация учебно - воспитательной работы во вспомогательной школе // Дефектология. –